Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

15 театру. Театр научился в самых экстремальных условиях, при минимальных внешних средствах делать ставку на актерскую природу, растрачиваемую щедро и постоянно совершенствующуюся. Что касается зрителей, то чем ниже был их образовательный уровень, тем непосредственней становилась их реакция, что, в конечном счете, и требовалось. В дневнике театра Северного флота, своеобразном вахтенном журнале, сохранилась такая запись: «Когда театр был на Поное, о нем прослышали в оленеводческом колхозе, расположенном в 14 километрах. Из колхоза прибыл ходатай. Он горячо просил краснофлотцев приехать к ним в гости - колхозники никогда не видели профессионального театра. Сообщение с колхозом было возможно только по реке и то во время прилива, но прилив уже закончился. Все же актеры решили двигаться немедленно. Они нагрузили на себя все необходимое для спектакля и пешком по болотам пошли в колхоз. Это была волнующая встреча, доставившая обоюдную радость и зрителям, и актерам». Здесь, между прочим, произошел занятный случай. В репертуаре театра был скетч Ялунера «На старой даче», в котором шпионка под маской хорошей знакомой пытается получить важные чертежи у советского инженера, но благодаря бдительности наших органов оказывается разоблаченной. Играли Татьяна Шикина и Николай Шевцов. В антракте, когда актеры переодевались, в комнату вошел пожилой колхозник с винтовкой в руках и стал подозрительно всматриваться в лица актеров. После долгого молчания он объяснил наконец, что ищет шпионку, которая недавно была на сцене. - Ее надо убить, раз она обманывает советских людей. Пополнение труппы профессиональными кадрами началось с 1936 года. Традиционно для Мурманска оно шло за счет выпускников ленинградских театральных учебных заведений. Молодой артист Архангельского театра М. А. Исаев, выпускники театрального училища Б. И. Ильясов, С. Г. Аханов, В. М. Деньгин, Н. Е. Волохов, А. А. Василисина, Р. М. Киссельман, Н. В. Шевцов, Т. М. Шикина, И. Е. Шкляров на многие годы становятся лидерами труппы. В 1937 году художественное руководство театром поручается молодым режиссерам И. Б. Шойхету и М. С. Скоморовскому. После них творческий коллектив театра возглавляет режиссер В. А. Мехнецов, проработавший в нем до конца Великой Отечественной войны. Сценография спектаклей в 30-40-е годы осуществлялась художниками Д. К. Свешниковым (до 1941 г.), М. В. Новиковым (до 1946 г.), В. Л. Степановым (до 1947 г.). На сцене устанавливались фанерные декорации, обозначалось место действия. Фоном служили разрисованные задники, выполнявшие роль «атмосферы» спектакля. Мебель, бутафория, реквизит чаще всего подбирались в соответствии с ремарками авторов пьес. Равняясь на МХАТ, как того требовало постановление ЦК ВКП (б) 1939 года, постановщики-сценографы не отходили от внешнего правдоподобия ни на шаг, добиваясь «узнавания» даже в деталях. И только при постановке в 1941 году первой зарубежной пьесы – «Дамы-невидимки» П. Кальдерона – был допущен намек на условность: вместо привычного задника были установлены легкие щиты с виньетками в стиле барокко. В 1937 году театр впервые попробовал себя в постановке русской классики. В те годы список «проверенных» писателей ограничивался лишь двумя именами: Горький и Островский. В спектаклях превалировали социальные мотивы, герои обладали резко выраженными отрицательными или положительными чертами. И все же спектакли «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Дикарка» А. Островского, «На дне» М. Горького не только знакомили зрителей с высокими образцами русской драматургии, но и позволили актерам приобрести неоценимый опыт в работе над словом, характером, пластикой. За предвоенные годы в театре один за другим сменились пять художественных руководителей. Практически каждый год труппа вынуждена была отчасти менять свои творческие ориентиры, что давало и положительные результаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz