Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

14 7.00 - побудка 7.00-8.45 - туалет 9.00 - завтрак 9.30-12.30 - репетиции 14.00 - обед 15.00-18.00 - строевая и политическая подготовка 18.00-20.00 - подготовка к спектаклю или концерту 20.00-23.30 - спектакль 00.00-00.45 - ужин 1.00-1.30 - отбой Вечером, если не было спектаклей, все собирались в Доме Красной Армии и Флота (ДКАФ) и проводили репетиции, читки пьес, собрания. Иногда выпадала возможность посмотреть фильм, прочесть книгу, послушать радио, которое, кстати, работало из рук вон плохо. Много хлопот командирам доставляли новички, особенно те, что прибыли на службу в театр из театральных училищ Ленинграда и Москвы. Поначалу все им было внове, суровая природа поражал своей дикой красотой, корабельный быт услаждал романтические настроения. Вскоре, однако, новички начали проявлять характер и творческую самодеятельность. Будучи воспитанниками русских театральных школ с их тягой к подробному исследованию «жизни человеческого духа», новые артисты и режиссеры выступают против поверхностных, «ура- патриотических» пьес с их незатейливым сюжетом и ложными психологическими посылками, за что незамедлительно обвиняются в «гнилых» настроениях и отсутствии патриотизма. Если вспомнить, что на дворе 37-38-й годы, то обвинения звучат воистину угрожающе. Театры СССР в эти годы несут невосполнимые потери лучших своих руководителей и актеров: уже несколько лет, как расстрелян Лесь Курбас, выдающийся украинский режиссер и педагог, ушли в небытие украинские драматурги И. Кочерга и Н. Кулиш, белорус И. Микитенко, грузин С. Ахметели, великий русский режиссер Вс. Мейерхольд. Закрыты многие театры, а с ними навсегда прекратили деятельность талантливейшие художники русской сцены – А. Таиров, А. Коонен, М. Чехов, многие другие. Как это ни странно, военные театры пострадали меньше других. Впрочем, и потери можно считать скорее творческими, чем физическими. К творческим военным коллективам командование всегда проявляло относительный либерализм. Причиной тому может быть, с одной стороны, то обстоятельство, что практически все командующие Северным флотом были людьми интеллигентными и проявляли к своему театру подчеркнутое уважение, внимание к нуждам и творчеству. Что касается «гнилых» настроений новобранцев, то все обошлось мирно: получили взыскания, внеочередной наряд на камбуз и наставления «не теоретизировать», а «глубже проникать в характеры советских людей», что и было принято к исполнению. А в репертуар – для усиления политического воспитания матросов и трудящихся – были включения пьесы, повествующие о бдительности граждан Страны Советов в борьбе с врагами народа и шпионами, о непобедимости Красной Армии и молниеносных победах в ратных и трудовых битвах: «Банкир» А. Корнейчука, «Очная ставка» Бр. Тур и Л. Шейнина, «Терентий Иванович» Ю. Свирина, «Шел солдат с фронта» В. Катаева, «Падь серебряная» Н. Погодина и др. Принцип «партийности» восторжествовал! В конце концов и сами артисты, и их зрители искренне воспринимали все, что им было предложено подневольными драматургами. Вся сила мастерства и таланта работников театра направлена на придание действу достоверности и эмоциональности. Именно в эти годы была заложена в творческую стилистику театра иногда доходящая до наивности искренность и полная самоотдача артистов в работе на сцене. Нельзя сказать, что эта манера, перешедшая в традицию, продолжающуюся и сегодня, нанесла урон

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz