Юбилейный вечер народной артистки России Маргариты Конториной : 50 лет творческой деятельности : [буклет] / Драматический театр Северного флота. – Мурманск : [б. и., 2012]. - 1 л. (слож. вчетверо) : ил., фот.

ВТСонторина иМаргаритаВасильевна О народной артистке РФ Маргарите Конториной писать «легко и приятно». Она вся на виду. Общительная. Обаятельная. Смешливая. Остроумная. Одним словом - талантливая! Прима Театра Северного флота. Артистическая звезда Севера. Сцене ТСФ Маргарита Васильевна отдала 37 лет. В её послужном списке не десятки - сотни ролей. Среди них - отменные... Конторина принадлежит к тем редким актрисам, которые сочетают в своей игре трагическое и комедийное. Ей свойствен и ослепительный гротеск (Живка в «Госпоже министерше»), и глубокий драматизм (Дарья Власьевна в «Новоселье в старом доме»), и высокий пафос (Хозяйка Нискавуори в «Каменном гнезде»)... В марте 1994 года я впервые пришла в Театр Северного флота на премьеру «Каменного гнезда», поставленного по пьесе известной финской писательницы Хеллы Вуолийоки. В партере - представители финского консульства. Экзамен строгий! Надо признать, что северяне справились с ним отлично. И немалая заслуга в этом Маргариты Конториной - исполнительницы роли Хозяйки. Помню, однако, что впечатление от спектакля не было однозначным. Поначалу он казался чересчур тяжеловесным, старомодным. Добротно сработанные декорации (художник Р. Чебатурина) подавляли. От поместья Нискавуори веяло суровостью . Неприступные стены - такие же и характеры! Кажется, в доме нет места искренним, душевным порывам. Раз и навсегда сложился семейный уклад. Следуя ему, женщины привыкли во всём подчиняться мужчинам, молча сносить обиды, хранить обет верности. И вдруг! В глухом провинциальном местечке случается непредвиденное! Из столичного Хельсинки приезжает молодая учительница Илона (Н. Долгалёва). В неё страстно влюбляется Аарне (А. Агафонов), сын суровой Хозяйки. Рушится семья, страдает жена Аарне, покорная долгу Марта (В. Федорова). От сцены к сцене накаляются до предела. И удивительно, но в центре внимания оказываются не влюблённые, а встревоженная произошедшим скандалом мать - М. К о н то р и н а . На ней о д н ой ка к будто леж и т весь гр у з ответственности за спасение «каменного гнезда» - оплота жизни не одного поколения. Маргарита Конторина играет свою героиню, на первый взгляд, скупо, почти аскетично. Артистка вспоминает, что специально «старила и безобразила» себя. Старомодная причёска - что-то вроде короткой «химической» завивки, столь излюбленной старшим поколением женщин; насупленные брови, опущенные уголки рта. На лице не промелькнёт улыбка! Эдакая финская Кабаниха. Или Васса Железнова. I Зритель уходил со спектакля взволнованным, но теряющимся в оценке увиденно го . Вырвавшиеся из п ровинциал ьно го заточения влюблённые вызывали симпатию и сочувствие. За них нельзя было не порадоваться. Но не забыть и потерпевшую поражение героиню Конториной. Верность принципам семьи обернулась для неё болью одиночества. Какими мыслями и чувствами наполнена м атеринская душа? Окаменел а ли окончательно? Пробудилась ли к новому? Впервые увидев Маргариту Конторину в трагической роли, я, признаться, не ожидала от неё проявления бурного комедийного темперамента. Но скоро сполна убедилась в его органичности! блистательная Виолетта Десиль в «Полицейской комедии» Р. Ламуре, озорная Лиза в гуркинской «Прибайкальской кадрили», задушевная Бабка в «Семейном портрете» С. Лобозёрова.... Всё это характерные роли, сыгранные актрисой искромётно и очень смешно! В комедиях Конторина преображается мгновенно. Сколько, оказывается, у актрисы в запасе всяких хитроумных приспособлений! Не счесть её улыбок: то кокетливых и лукавых, то простодушно-наивных, то светски-приторных и манерных... Как точен жест! Актриса умеет посмеяться над своими персонажами. Не щадит и саму себя. Самокритична. Знает свои сильные и слабые стороны. Постоянно сомневается в правильности трактовки роли, не устаёт советоваться с режиссёром. Народная артистка щедро дарит своё внимание коллегам по сцене. Любит рассказывать свою «творческую биографию». Она у неё богатая! Судите сами. Родилась в блокадном Ленинграде. С малых лет мечтала о сцене. Родители запрещали девочке даже думать о сцене. Вопреки их воле поступила-таки в школу-студию, открытую при Ленинградском ТЮЗе. Училась в классе профессора Леонида Макарьева. Как и многие студентки, была «чуточку влюблена в его начитанность, интеллигентность». После окончания студии успешно работала в Балтийском театре. Смолоду пережила немало человеческого горя. Рано потеряла близких людей. Волею судьбы попала в Мурманск. И - сроднилась душою с Севером. Флотский театр стал её вторым домом. Самые дорогие воспоминания связаны с гастролями по отдалённым точкам - воинским гарнизонам. Теперь, когда подмосткам отдано полвека, очевидно, что «жизнь в искусстве» у Конториной удалась. Роли. Награды. Звания. Внимание прессы. Любовь публики. Маргарита Конторина поистине народная артистка России. Она и смеётся, и плачет. Поёт и пляшет. Грустит и надеется. Ждёт и верит, как все мы - русские женщины. ЛЮДМИЛА ИВАНОВА, театровед

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz