Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
Публика приняла флотского «Ревизора» радостно. Многие усмотрели в нем верность классическому первоисточнику. В постановке Фекеты и впрямь немало привлекательного. Как всегда четко продуманы мизансцены, что ни явление - радующая глаз «книжная» иллюстрация! Надолго остаются в памяти заключительные аккорды действа, когда гоголевские персонажи предстают перед публикой хохочущим крив ляющимся сбродом. Хамоватая чернь издевается над нелепо опростоволо сившейся властью? То ли рожи, то ли маски? Впрочем, какая разница?.. ...А зритель над чем смеется? Над тем ли, над чем и полтора века на зад? Или над чем-нибудь новеньким? злободневным? И это уже серьезный вопрос. И адресован он постановщикам. Дело в том, что от любой классической вещи в театре ждешь одновре менно двух вещей: верности «букве» (хорошо бы и «духу») оригинала и сме лого современного прочтения известного сюжета. «Букве» флотский «Ревизор» вполне соответствует. Все чиновники оде ты, как полагается. И манер соответствующих придерживаются. Особо запо минаются: Лука Лукич (засл. арт. России А. Агафонов), почтмейстер Шпекин (арт. А. Макаров), Земляника (арт. В. Давыдов), судья (арт. Ю. Богинич). Не сомненная удача —суетливая парочка городских сплетников: Бобчинский и Добчинский (арт. М. Гришкеев и Д. Пастер). Внешняя узнаваемость гоголев ского мирка налицо. Но что пытается сказать нам в начале нового тысячеле тия театр? Ради какой мысли берется он сегодня за хрестоматийного «Ревизо ра»? Смысл комедии во многом определяется образами двух центральных персонажей пьесы - Хлестакова и Городничего. Первого в театре КСФ играет молодой Алексей Гудин. Актер пластичен, обаятелен. Он с видимой легко стью создает образ наипустейшего человека - фитюльки!.. Роль Городничего поручена маститому Евгению Щербакову. Артист не эксплуатирует комедийные краски. Его герой по-государственному аскети чен, властен, опытен... Но как мог такой «зубр» купиться на такого заведомого «попугая»? Этот вопрос театром, боюсь, до конца не осмыслен. Гудин и Щербаков, на мой взгляд, не составили полноценного актерского дуэта. Молодой актер чрезмерно увлекся эксцентричным рисунком образа. Для того чтобы мастерски сыграть Хлестакова, мало колошматить по поводу и без повода Осипа (арт. П. Бойко), комично изображать мертвецки пьяного, подобострастно ползать на коленях перед маменькой и дочкой (бле стящая работа засл. арт. России Н. Долгалевой, убедительный дебют арт. Е. Кимяевой), лихо плясать канкан, с размаху валиться куда-то за диван... Важно, на мой взгляд, найти способ правдивого (реалистически точного! - по Станиславскому) общения Хлестакова с окружающими. Герой ведь не сам по себе. Самозванец поневоле, он составляет некое фантасмагорическое (и вме сте с тем привязанное к российской почве) единство с чиновниками. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz