Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

выбирай только! Юзеф Фекета - режиссер обыкновенного провинциального (насколько провинциален не лишенный европейского шарма сам Мурманск) театра. Этим - и даже периферийностыо самого местонахождения театраль­ ного здания в городе! - «касэфэшников» часто норовят обидеть. А что в этом обидного? Русская провинция для театра —это своего рода судьба. Или крест. Может быть, особый род подвижничества?.. Читайте внимательно, что о рус­ ском театре написано у Антона Павловича - и вы многое поймете и увидите правильно. Да, в глубинке всеядная пошлость зачастую сосуществует с хруп­ костью и единичностью истинного таланта. Пасмурные разговоры о проиг­ ранной в пух и прах судьбе - с непотопляемой надеждой на запоздалую по­ смертную славу. Провинция одних бесповоротно губит, других же заставляет мобилизовать все свои творческие силы. Но это все, извините, лирика. А ре­ альность? Каждый нестоличный театр остро переживает нехватку кадров. Хоро­ шо, если есть костяк труппы (в КСФ он стабилен). До полного же «комплек­ та» приходится добирать. Причем чуть ли не с улицы. Как минимум, из ху­ дожественной самодеятельности. Из дома творчества «Лапландия», напри­ мер. Или из нашего родного пединститута. В театре Северного флота (в отличие от Облдрамы) на такой рискован­ ный шаг идут: каждую осень объявляют конкурс-набор для всех желающих. Так Фекета освоил еще одну смежную профессию: режиссера-наставника. «Удивляешься, как у него на этих “самоделок”, т.е. бывших любителей, тер­ пения хватает, - говорит заведующая литературной частью театра Татьяна Борисовна Чеснокова. - Водит по сцене на первых порах чуть ли не за руку. Все промахи новичков знает заранее. Думаете, Юзеф Васильевич не понима­ ет, что разноуровневые спектакли уязвимы со всех точек зрения? Еще как по­ нимает! Лучше любого критика!.. Но вынужден мириться с положением ве­ щей. Студенты нынче по распределению к нам не приезжают. Общежитию артисты с актерской биржи не очень-то радуются. С квартирами - проблемы! Вот и приходится искать среди своих, домашних мурманчан. Они старают­ ся... Юзеф Васильевич поблажек не дает. Выравнивает планку игры из по­ следних сил...» И время идет, вода камень точит. Талант - если он есть! - шлифуется. Буквально на глазах за это десятилетие как самостоятельные актеры состоя­ лись пришедшие в театр с любительской сцены Юрий Богинич и Анна Орло­ ва, Юрий Сергиенко и Оксана Булавинова, Дмитрий Пастер, Алексей Мака­ ров... Они теперь тоже, вслед за Мастерами, «вывезут» любой спектакль. У них с Лидером, говоря языком театра, совпадает группа крови... «Я люблю актеров, хотя порой поступаю с ними жестоко, - в откровен­ ной беседе признается юбиляр. - Конечно, к театру подходит и баскетболь­ ный принцип: кто как может, тот так мячиком и стучит, но если артист пла­ нирует только свой личный успех, толку от него в нашем театре не будет... Еще не люблю интриганов, пьяниц, зазнавшуюся богему... Но более всего не по душе лентяи. Актер должен быть трудягой». 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz