Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
выбирай только! Юзеф Фекета - режиссер обыкновенного провинциального (насколько провинциален не лишенный европейского шарма сам Мурманск) театра. Этим - и даже периферийностыо самого местонахождения театраль ного здания в городе! - «касэфэшников» часто норовят обидеть. А что в этом обидного? Русская провинция для театра —это своего рода судьба. Или крест. Может быть, особый род подвижничества?.. Читайте внимательно, что о рус ском театре написано у Антона Павловича - и вы многое поймете и увидите правильно. Да, в глубинке всеядная пошлость зачастую сосуществует с хруп костью и единичностью истинного таланта. Пасмурные разговоры о проиг ранной в пух и прах судьбе - с непотопляемой надеждой на запоздалую по смертную славу. Провинция одних бесповоротно губит, других же заставляет мобилизовать все свои творческие силы. Но это все, извините, лирика. А ре альность? Каждый нестоличный театр остро переживает нехватку кадров. Хоро шо, если есть костяк труппы (в КСФ он стабилен). До полного же «комплек та» приходится добирать. Причем чуть ли не с улицы. Как минимум, из ху дожественной самодеятельности. Из дома творчества «Лапландия», напри мер. Или из нашего родного пединститута. В театре Северного флота (в отличие от Облдрамы) на такой рискован ный шаг идут: каждую осень объявляют конкурс-набор для всех желающих. Так Фекета освоил еще одну смежную профессию: режиссера-наставника. «Удивляешься, как у него на этих “самоделок”, т.е. бывших любителей, тер пения хватает, - говорит заведующая литературной частью театра Татьяна Борисовна Чеснокова. - Водит по сцене на первых порах чуть ли не за руку. Все промахи новичков знает заранее. Думаете, Юзеф Васильевич не понима ет, что разноуровневые спектакли уязвимы со всех точек зрения? Еще как по нимает! Лучше любого критика!.. Но вынужден мириться с положением ве щей. Студенты нынче по распределению к нам не приезжают. Общежитию артисты с актерской биржи не очень-то радуются. С квартирами - проблемы! Вот и приходится искать среди своих, домашних мурманчан. Они старают ся... Юзеф Васильевич поблажек не дает. Выравнивает планку игры из по следних сил...» И время идет, вода камень точит. Талант - если он есть! - шлифуется. Буквально на глазах за это десятилетие как самостоятельные актеры состоя лись пришедшие в театр с любительской сцены Юрий Богинич и Анна Орло ва, Юрий Сергиенко и Оксана Булавинова, Дмитрий Пастер, Алексей Мака ров... Они теперь тоже, вслед за Мастерами, «вывезут» любой спектакль. У них с Лидером, говоря языком театра, совпадает группа крови... «Я люблю актеров, хотя порой поступаю с ними жестоко, - в откровен ной беседе признается юбиляр. - Конечно, к театру подходит и баскетболь ный принцип: кто как может, тот так мячиком и стучит, но если артист пла нирует только свой личный успех, толку от него в нашем театре не будет... Еще не люблю интриганов, пьяниц, зазнавшуюся богему... Но более всего не по душе лентяи. Актер должен быть трудягой». 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz