Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

СЕЗОН! ЕЩЕ СЕЗОН.. Куда идёт театр? Такой ли уж секрет? (2001-2002 гг.) Подходит к концу очередной сезон. Театр Северного флота и областной драматический в минувшие месяцы будто соревновались, кто больше выдаст «на-гора» привлекательной для зрителя продукции. Светский «Лес», полити­ чески заостренное «Белое облако Чингисхана», мрачноватые «Рыжие», по- детски наивный «Волшебник Изумрудного города», о-очень эротичное «О-ля- ля!», феерические «Алые паруса», игривая «Калифорнийская сюита», груст­ ная «Незамужняя женщина», изящная «Принцесса на горошине». Еще? Экспериментальное детище малой сцены Облдрамы «Наважде­ ние», бенефисные триумфы Марины Скоромниковой и Маргариты Контори­ ной, грандиозное по мурманским масштабам шоу вручения «Северной Ни­ ки»! Премьеры, премьеры, премьеры. Не пора ли, как говорил один поэт, «остановиться, оглянуться» - разобрать­ ся в производимых этим сценическим бумом впечатлениях? Внешне они, безус­ ловно, яркие. Костюмеры и художники нынче на фантазию не скупятся. А со­ держательная сторона? Или... такой вопрос старомоден? Ведь искать особый смысл в заполонивших сцены России комедиях, мелодрамах и водевилях - дурной тон? Поклонникам режиссерского театра приходится мириться с тем, что он - пусть и не безгрешный, поскольку часто подминал под актуальную идею лю­ бую мало-мальски перекликающуюся с современностью пьесу, но все-таки за­ ставлял зрителя думать, - постепенно уходит в прошлое. Тот театр, столпами ко­ торого в Союзе были Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов (у нас, в Заполя­ рье, его представляли Василий Киселев и Григорий Михайлов). Нынешние постановщики - даже относящиеся по возрасту, взглядам на искусство к этой же творческой генерации - уже осознают (или интуитивно чувствуют), что ветер перемен раздувает не режиссерские, а актерские паруса. (Разгул исполнительского темперамента нынче —как в шекспировские време­ на!) Худруки же скорее по привычке, чем по страстному внутреннему убежде­ нию, пытаются найти более или менее актуальную тему для разговора со зри­ телем. Но дальше банального, увы, не продвигаются. Так в Москве. Так и в Мурманске. Тенденция... Дефицит общественно значимых идей... Поэтому, наверное, почти все премьеры этого сезона в прежнем, интел­ лектуальном, смысле почти не обогащают зрителя. Уж не обессудьте... Но публика в театр ходит. Смех в зале раздается! Овации не смолкают! И не уважать зрительское внимание к играм современной Мельпомены со сто­ роны критики было бы снобизмом. Современный российский театр (и мурманский не исключение) пред­ ставляется внутренне конфликтным, художественно неоднородным. Наряду с добротной традицией в нем появляются ростки нового, экспериментального. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz