Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
СЕЗОН! ЕЩЕ СЕЗОН.. Куда идёт театр? Такой ли уж секрет? (2001-2002 гг.) Подходит к концу очередной сезон. Театр Северного флота и областной драматический в минувшие месяцы будто соревновались, кто больше выдаст «на-гора» привлекательной для зрителя продукции. Светский «Лес», полити чески заостренное «Белое облако Чингисхана», мрачноватые «Рыжие», по- детски наивный «Волшебник Изумрудного города», о-очень эротичное «О-ля- ля!», феерические «Алые паруса», игривая «Калифорнийская сюита», груст ная «Незамужняя женщина», изящная «Принцесса на горошине». Еще? Экспериментальное детище малой сцены Облдрамы «Наважде ние», бенефисные триумфы Марины Скоромниковой и Маргариты Контори ной, грандиозное по мурманским масштабам шоу вручения «Северной Ни ки»! Премьеры, премьеры, премьеры. Не пора ли, как говорил один поэт, «остановиться, оглянуться» - разобрать ся в производимых этим сценическим бумом впечатлениях? Внешне они, безус ловно, яркие. Костюмеры и художники нынче на фантазию не скупятся. А со держательная сторона? Или... такой вопрос старомоден? Ведь искать особый смысл в заполонивших сцены России комедиях, мелодрамах и водевилях - дурной тон? Поклонникам режиссерского театра приходится мириться с тем, что он - пусть и не безгрешный, поскольку часто подминал под актуальную идею лю бую мало-мальски перекликающуюся с современностью пьесу, но все-таки за ставлял зрителя думать, - постепенно уходит в прошлое. Тот театр, столпами ко торого в Союзе были Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов (у нас, в Заполя рье, его представляли Василий Киселев и Григорий Михайлов). Нынешние постановщики - даже относящиеся по возрасту, взглядам на искусство к этой же творческой генерации - уже осознают (или интуитивно чувствуют), что ветер перемен раздувает не режиссерские, а актерские паруса. (Разгул исполнительского темперамента нынче —как в шекспировские време на!) Худруки же скорее по привычке, чем по страстному внутреннему убежде нию, пытаются найти более или менее актуальную тему для разговора со зри телем. Но дальше банального, увы, не продвигаются. Так в Москве. Так и в Мурманске. Тенденция... Дефицит общественно значимых идей... Поэтому, наверное, почти все премьеры этого сезона в прежнем, интел лектуальном, смысле почти не обогащают зрителя. Уж не обессудьте... Но публика в театр ходит. Смех в зале раздается! Овации не смолкают! И не уважать зрительское внимание к играм современной Мельпомены со сто роны критики было бы снобизмом. Современный российский театр (и мурманский не исключение) пред ставляется внутренне конфликтным, художественно неоднородным. Наряду с добротной традицией в нем появляются ростки нового, экспериментального. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz