Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
Взрыв должен произойти на рассвете. Ребята обречены мерзнуть и ждать не минуемой, по сути трагической развязки. Что привнесет в спящий мир этот взрыв? Каких масштабов он достигнет? Всерьез или понарошку посланы сол датики на это таинственное задание? Эти вопросы не могут не волновать ду мающего зрителя. На их фоне милые воспоминания ребят о вкусе сигарет, первом свидании, любимых книжках, заботливых родителях наполняются но вым смыслом. Пьеса Евгения Гришковца, на мой взгляд, соотносима с извест ным романом Виктора Пелевина «Омон Ра», где курсанты-смертники, перед тем как пожертвовать ради Отчизны своими жизнями, беспечно треплются о любимых дисках и рок-группах. Соединение смертной угрозы с радостями детства, не успевшей выветриться из их голов, создает особую атмосферу хрупкости и беззащитности человеческого бытия. В спектакле Юрия Сергиенко трагические мотивы пьесы проигнориро ваны. Смысловой акцент на другом. Постановщику важнее разобраться в том, как глубоко спрятано в душе человека детское, чистое, наивное. Спектакль «Зима» отстаивает право людей на счастье, удовольствие, радость, искрен ность, откровенность. С персонажами во сне - происходит то, что наполняло их жизнь радостью или разочарованием, удовольствием или тревогой. Можно сказать, персонажи блуждают по лабиринту души, и сопровождает их в этом пути хрупкая Снегурочка. Актриса Е. Балакирева исполняет в спектакле сразу несколько женских ролей, ведь ее Снегурочка, последовательно перевопло щающаяся то в острую на язычок «клевую» одноклассницу, то в заботливую, но бестолковую мамочку, то в холодную неприступную Даму с сияющим нимбом-кокошником над головой. Воспоминание сменяет воспоминание. В пьесе Гришковца нагнетается абсурдность жизни. И потому взрыв становится почти логической точкой прекращения бессмыслицы существования. Флот ский театр предлагает зрителю менее драматичное истолкование сюжета. Спектакль напоминает озорное шоу. От сцены к сцене повышается градус Иг ры. Начавшись вполне реалистически (замерзшие солдатики не в силах со греться, а впереди - лютая ночь в лесу), действо решительно приобретает ус ловный характер. Начинает твориться нечто невероятное. Так из сугроба из влекается невесть откуда там взявшийся солидный том толстовской «Анны Карениной» и вышвыривается за ненадобностью вон! Кто нынче будет читать книжки с заранее известным концом? И что такое вообще - читать? Почему до слез можно посочувствовать воротившемуся за оброненной трубкой Тарасу Бульбе? А какое восхищение вызывает Гулливер, шокирующим дам образом потушивший пожар в стране лилипутов? «Первый» (А. Гудин) и «Второй» (Д. Пастер) начинают разыгрывать целые представления! Долой теплые ушанки! Маскировочные комбинезоны «трансформируются» в карнавальные костюмы (вот только молния в соответствующем месте, блин, все время спус кается!). Публика начинает улавливать знакомые подростковые «темы». То, что происходит с героями «Зимы», таится и в душе зрителей. Как, например, познакомиться с понравившейся девушкой и не опростоволоситься на первом 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz