Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
Взрослую публику «Панночка», быть может, и настроит на философские рассуждения, а вот тех, кто помладше да понаивнее, прежде всего удивит и даже испугает. Дело в том, что авторы постановки не скупятся на спецэффекты. Ху дожник Артур Климец создал на сцене весьма универсальное сценическое про странство. Площадка, на которой происходит действие, представляет собой то открытую космическую бездну (эпизоды, когда душой Хомы всецело завладе вает Панночка), то хуторское подворье, ограниченное плотной, сплошь уты канной кухонной утварью загородью. За таким плетеным забором и света бе лого по-настоящему не увидишь. В быту «с потрохами» погрязнешь! По бокам сцены - земные кущи. Сады, где на деревьях-великанах зреют преогромные плоды - золотые груши-яблоки. Вкусишь один такой - век сыт будешь! Есть в декорационном убранстве и церковные стены - вместилище хра ма, в котором герой три ночи отчитывает молебен по убиенной Панночке. Волею обстоятельств Хома Брут перемещается из одного пространства в другое, как бы примеривая его на себя - где ему место? Красавица Панночка открывает «избраннику» многоцветие беспредель ного Космоса; хуторские паны словно привязывают «собутыльника» к теплому «самогонному» застолью; влюбленная в бурсака Хвеська (арт. О. Цыплякова, Р. Малеваная) манит «будущего муженька» в домашний огород. ...Что ж сам Брут? С кем останется? К какому берегу причалит? Исполнитель главной роли Хомы Брута Дмитрий Пастер признается, что играть в «Панночке» «и страшно вато, и интересно»: «Роль не на шутку выматывает. Е^едь герой окунается в каждую новую сцену как в омут. И, заметьте, не знает, каким из него выйдет. Останется ли жи вым? Или пропадет во мраке? Сгинет!» - объясняет он. Некогда циничный и веселый бурсак ступень за ступенью преодолевает выпавшие на его долю испытания. И с каждым шагом его отношение к себе и миру меняется. Одолевают и вечные, и земные вопросы. В чем же плавный секрет Бытия? Поддаться ли ведьминскому обаянию? Жениться ли на простодушной Хвеське? Попивать ли горилку с приятелями и ни о чем серьезном не задумы ваться? Согласно режиссерской установке, каждый зритель волен понять мета ния героя по-своему. Интересно, что и сам исполнитель Хомы Д. Пастер на первых премьерных спектаклях находился в открытом творческом поиске. Но при этом все больше склонялся к тому, чтобы привести своего Хому к приятию христианской веры. «То, что Хома в финале крестится и с чувством произносит слова молитвы, для меня лично значимо», - признается актер. Может быть, поэтому Пастеру, безусловно, удается одна из ключевых сцен спектакля - прощание с хуторянами накануне третьей, самой страшной, по сути смертной, ночи у гроба Панночки. В одночасье поседевший от пережи ваний бурсак раздает товарищам одолженную для службы «приличную» оде жонку. И заодно выставляет на обочине дороги свои новенькие сапоги. Вдруг 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz