Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
На пути к самому себе ...На цветущем украинском хуторе летающие на метле ведьмы - не но вость! Здесь все привыкли к чудесам и ждут их с нескрываемым нетерпением. Ждут-то ждут... Да чудес с годами становится все меньше и меньше. Все чаще панычи морочат друг другу головы бездушной наукой. Бурсаки - особенно сто личные, киевские! - над Тайнами мироздания только посмеиваются. Бездуш ный цинизм нынче в почете. Сказки да мечты - в загоне... А хуторским старожилам - краснобаю Явтуху (засл. арт. Е. Щербаков), обжоре Дорошу (С. Сорогин) - жизнь «без чуда» стала просто невмоготу. Ведь если Тайны у Земли нет, то и незачем жить! Водку, что ли, с утра до вечера из горла хлестать да жирными колбасами закусывать? Нет. Должен быть у жизни какой-нибудь особенный, расчудесный смысл! Вот Любовь, например? Или Красота? Или Добро? Или еще что... В бурсацкой-то науке все давно по полоч кам разложено. А на деле выходит иначе... Бодрый школяр Хома Брут (арт. Д. Пастер) на тоскующий по чудесам ху тор забрел случайно - «ноги сами привели». Россказням про вурдалаков и ведьм сперва верил плохо. Горилочку в веселой компании попивал - и горя не ведал! До тех пор, правда, пока не заглянула ему ненароком в самые очи... Панночка (арт. Ю. Блохова, М. Бутова), ведьмой на хуторе прозванная. С этого-то история и началась. Сказка не сказка. Быль не бьгль. Наваждение какое-то... Не без тайного умысла. Сюжет садуровской «Панночки» только на первый взгляд напоминает гоголевского «Вия». Так же, как в повести, искушает молодого парубка нена сытная до наслаждений ведьма - в земной жизни дочка местного Головы. В порыве страсти Хома избивает Панночку до полусмерти. Перед кончиной де вушка просит отслужить по ней три церковные службы. Испытание предпо слано Хоме. По истечении срока, не выдержав мистического ужаса, юноша по гибает. Для Гоголя важны чисто христианские мотивы: наказание Хомы за без- божность - воровство, пьянство, ложь... Современная писательница Нина Садур расставляет иные смысловые акценты. Ее интересует философский аспект этой мистической истории: важ но разобраться в «векторе» человеческого «Я». При каких обстоятельствах мы становимся самими собой? Что ложно и должно быть отвергнуто? Свободен ли человек в выборе своего Пути? Что значат в его самоопределении Любовь, Красота, Долг, Смерть? Пьеса сложна и подразумевает множественность интерпретаций. Театр Северного флота предложил зрителям свое оригинальное прочтение. Режиссер постановки Юрий Сергиенко взял на себя смелость «не решать за героя его судьбу». «Я не знаю, к каким выводам пришел Хома в результате всех этих испы таний,-уклончиво рассуждает о н .- Понятно только одно: герой пережил силь ный душевный шок. И это помогло ему ощутить себя как бы заново родившим ся. Ауж каким он станет и что выберет в итоге -пусть подумают наши зрители». 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz