Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

лями в режиссуре являются такие признанные авторитеты, как Гончаров, Плучек, Захава. В кумирах у Главного ходят Эфрос и Товстоногов. А из со­ временного поколения столичных постановщиков Юзеф Васильевич особен­ но присматривается к Желновачу и Фокину. Последний, кстати, «сокорыт- ник» Фекеты по Высшим режиссерским курсам. Они в один день защищали дипломы перед строгой московской комиссией. Потом пути разошлись. Юзеф Васильевич трудится на ниве провинциального театра и не изменяет внушен­ ным ему педагогами постулатам. Фокин же, как известно, напропалую экспе­ риментирует в духе нетрадиционного Мейерхольда. Фекета за новациями од­ нокурсника следит, но не спешит подражать им. Чувствует - всякого рода «выкрутасы» не его стезя... «Формалистический театр по-своему интересен. Концептуален! Я же, наверное, безнадежно консервативен. Мне понятен и близок только традици­ онный психологический театр. Только он позволят по-настоящему и в самой пьесе разобраться, и возможности актера раскрыть. Ничего не надо искать сверхнового. Все уже классиками театра открыто. Есть метод! Его и придер­ живайтесь!.. Или я становлюсь брюзгой, занудой? Старею, что ли...», - пыта­ ется быть самокритичным Юзеф Васильевич. Но тут же рьяно отвергает все не приемлемые для него эксперименты: «Не люблю театра эпатажного, с бью­ щими в глаза зрителям прожекторами, с огромными Колесами во всю сцену, с битьем стекол и т.д. Я не боюсь, что зрителю без всех этих внешних трюков в театре станет скучно. И не заставляю актеров вертеться “на пупе”, чтобы его, зрителя, рассмешить». Это очень характерное - по сути программное - высказывание главре­ жа флотского театра. И потому никто и никогда не дождется от фекетовских постановок чего-нибудь в духе часто шокирующих публику Виктюка или Мирзоева. Придите на любую его премьеру - и вам заранее будет обеспечен не рушащий все театральные каноны эксперимент, а вполне выдержанное в рамках здравого смысла бытовое и психологическое действо, которое в ка­ кой-то момент неизбежно поразит вас узнаваемостью изображаемых на под­ мостках страстей и поступков. Такова уж его театральная «школа». Фекета на «отлично» овладел ею еще в Харьковском театральном ин­ ституте - в классе народного артиста СССР Леси Сердюка. По первой своей сценической профессии Юзеф Васильевич актер. Потом поманила режиссер­ ская доля. Учился в Щукинском у известного педагога, автора учебников по основам постановочного ремесла, профессора Бориса Захавы. А уж «универ­ ситеты» прошел под руководством самого Андрея Гончарова. О мэтре из мо­ сковского театра им. Маяковского в театральной среде говорят по-разному. Кто как о деспоте, кто как о благодетеле... Юзеф Фекета остается верен его урокам и по сей день, принимает в учителе буквально все: жестковатую ма­ неру общения с артистами, эмоциональную экспрессивность игры, профес­ сиональную щепетильность в мелочах... Фекета не привык щадить самолюбие ленивых или не в меру зазнав­ шихся исполнителей. Он и именитых-то порой воспитывает! Вынести ли 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz