Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

ный палач и возвеличенная жертва - в истории, литературе, вечности...». Юзеф Фекета предлагает свою театральную версию отношений Марии и Ели­ заветы. Значительно сократив и даже в жанровом отношении переосмыслив сюжетную основу, постановщик делает упор на эмоциональную катастрофу главных героинь «трагифарса». В центре внимания - ранимое женское сердце. И если в первом акте Мария жестоко оскорблена в своих лучших чувствах к самодовольному «су­ пермену» Джеймсу Босуэлу (Е. Щербаков), то во втором действии властная Елизавета, как бы учитывая горький опыт доверчивой соперницы, мстит, мстит и мстит каждому честолюбивому претенденту на её королевское распо­ ложение и женскую ласку. Сквозной темой «Вашей сестры и пленницы», на мой взгляд, стал поиск близкой живой души. Но любая попытка искренности наталкивается на из­ вращённые представления людей о долге, верности, любви, дружбе. Не утратившая очарования юности, воспитанная в Париже, игривая по натуре, безрассудно влюбчивая Мария жаждет друзей и развлечений. Устраи­ вает придворные праздничные «шумихи», искренне радуясь участию в них «голубого» флейтиста Риччо (Д. Пастер)... Как опытная наездница увлечена скачками на лошадях... Не прочь раскрыть свою душу слуге-итальянцу Джу­ зеппе (Ю. Сергиенко). Но в мрачной Шотландии не привыкли к подобному поведению. Раскрепощённость - порок для здешних мест! В недрах дворца творятся, правда, дела пострашнее, плетутся интри­ ги... В порыве ревности муж Марии - болезненный Генри Дарнлей (Н. Ново­ дворский) приказывает кроваво расправиться с «шутом» Риччо. Флирт на французский манер с чужим мужем Босуэлом внезапно оборачивается роко­ вой страстью, изнанка которой - тщеславные мечты фаворита о королевской короне и наследнике престола. Не ради Марии, ради будущей неограниченной власти этот роскошный самец цинично пойдёт на многое! По его наущению доверчивая Стюарт своими руками отправит на верную гибель полубезумно­ го, но всё-таки влюблённого в неё законного мужа Генри Дарнлея. Его во вре­ мя их свидания схватят наёмные убийцы. Молоденькая супруга самого Босу­ эла - леди Хантлей (А. Орлова), не выдержав посланных судьбой испытаний, покончит с собой. Смертью, кровью и позором обернётся попытка королевы Марии стать счастливой. Юзеф Фекета выстраивает первое действие неторопливо, чуть затянуто. Сюжетные игровые сцены сменяются пантомимой, танцами. (Приём этот, за­ мечу, грозит превратиться в штамп, так как повторяется из спектакля в спек­ такль.) Некоторые эпизоды приобретают символический характер. Изобрета­ тельна сцена убийства Генри. Ложе несчастного накрывают кровавым пла­ щом. Мгновение - и фокус очередного заказного убийства срабатывает безот­ казно. Ложе пусто: человек, минуту назад страдающий от измены супруги, бесследно исчез... Интересно придумана, но, к сожалению, робко сыграна первая сцена спектакля. Риччо в женском платье и парике в компании друзей и подруг раз­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz