Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
ный палач и возвеличенная жертва - в истории, литературе, вечности...». Юзеф Фекета предлагает свою театральную версию отношений Марии и Ели заветы. Значительно сократив и даже в жанровом отношении переосмыслив сюжетную основу, постановщик делает упор на эмоциональную катастрофу главных героинь «трагифарса». В центре внимания - ранимое женское сердце. И если в первом акте Мария жестоко оскорблена в своих лучших чувствах к самодовольному «су пермену» Джеймсу Босуэлу (Е. Щербаков), то во втором действии властная Елизавета, как бы учитывая горький опыт доверчивой соперницы, мстит, мстит и мстит каждому честолюбивому претенденту на её королевское распо ложение и женскую ласку. Сквозной темой «Вашей сестры и пленницы», на мой взгляд, стал поиск близкой живой души. Но любая попытка искренности наталкивается на из вращённые представления людей о долге, верности, любви, дружбе. Не утратившая очарования юности, воспитанная в Париже, игривая по натуре, безрассудно влюбчивая Мария жаждет друзей и развлечений. Устраи вает придворные праздничные «шумихи», искренне радуясь участию в них «голубого» флейтиста Риччо (Д. Пастер)... Как опытная наездница увлечена скачками на лошадях... Не прочь раскрыть свою душу слуге-итальянцу Джу зеппе (Ю. Сергиенко). Но в мрачной Шотландии не привыкли к подобному поведению. Раскрепощённость - порок для здешних мест! В недрах дворца творятся, правда, дела пострашнее, плетутся интри ги... В порыве ревности муж Марии - болезненный Генри Дарнлей (Н. Ново дворский) приказывает кроваво расправиться с «шутом» Риччо. Флирт на французский манер с чужим мужем Босуэлом внезапно оборачивается роко вой страстью, изнанка которой - тщеславные мечты фаворита о королевской короне и наследнике престола. Не ради Марии, ради будущей неограниченной власти этот роскошный самец цинично пойдёт на многое! По его наущению доверчивая Стюарт своими руками отправит на верную гибель полубезумно го, но всё-таки влюблённого в неё законного мужа Генри Дарнлея. Его во вре мя их свидания схватят наёмные убийцы. Молоденькая супруга самого Босу эла - леди Хантлей (А. Орлова), не выдержав посланных судьбой испытаний, покончит с собой. Смертью, кровью и позором обернётся попытка королевы Марии стать счастливой. Юзеф Фекета выстраивает первое действие неторопливо, чуть затянуто. Сюжетные игровые сцены сменяются пантомимой, танцами. (Приём этот, за мечу, грозит превратиться в штамп, так как повторяется из спектакля в спек такль.) Некоторые эпизоды приобретают символический характер. Изобрета тельна сцена убийства Генри. Ложе несчастного накрывают кровавым пла щом. Мгновение - и фокус очередного заказного убийства срабатывает безот казно. Ложе пусто: человек, минуту назад страдающий от измены супруги, бесследно исчез... Интересно придумана, но, к сожалению, робко сыграна первая сцена спектакля. Риччо в женском платье и парике в компании друзей и подруг раз 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz