Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Королевы бьются как рыбы об лёд Свой 65-й сезон театр Северного флота открыл спектаклем по пьесе Л. Разумовской «Ваша сестра и пленница». Постановка эта, по сути, бенефис заслуженной артистки России Натальи Долгалевой. Актриса играет сразу две абсолютно полярные роли. В первом действии она предстаёт перед публикой в образе Марии, королевы Шотландской, во втором - её соперницы Елизаветы Английской. Театр сознательно пошёл на творческий эксперимент. В итоге зрители увидели спектакль оригинальный, как принято говорить - неодно­ значный. В разночтении увиденного нет особого секрета. На сцене - женщи­ на! Кто разгадает её до конца? «Ваша сестра и пленница...» - именно так подписывает свои письма за­ точённая в Тауэр Мария Стюарт. Адресованы они Елизавете, вынашивающей жестокосердные планы казни более удачливой в личной жизни соперницы. Мария и Елизавета не любят друг друга давно - с детства. При дворе шотландской королевы то и дело разыгрываются шутовские сцены о якобы непорочной девственнице на английском троне. В чертогах Елизаветы никто не смеет безнаказанно произнести даже само имя Марии. За комплимент в её адрес - неминуемая казнь! Суровы нравы в туманном Альбионе елизаветинских времён! Интрига дуэли, распри... Впрочем, современному ли зрителю, на вечерок оторвавше­ муся от раскалённого новостями телевизора, расстраиваться из-за чужих про­ блем? Спектакль и не претендует на современность, в нём нет политической злободневности. (Не уверена, правда, что это качество его украшает. Пере­ клички с сегодняшним днём благодаря сюжету напрашиваются, но не акцен­ тируются постановщиком.) Режиссёр, заслуженный деятель искусств России Юзеф Фекета, больше настаивает на подчёркнутой театральности, почти бутафорности зрелища. Здесь всё нарочито декоративно: и позвякивающие при фехтовании клинки, и вычурные наряды придворных дам, и какие-то безмерные жёлтые кисточки- бубенцы на диванных подушках в покоях мужа королевы Марии - Генри... Зрелище местами напоминает «живые картины» из любовно-исторического готического романа. Сцена - иллюстрация в книжке! Этому впечатлению спо­ собствуют графически выверенные жесты и позы актёров. Со вкусом подоб­ рана цветовая гамма спектакля. «Ваша сестра и пленница» - удача художника театра, заслуженного деятеля искусств Раисы Чебатуриной. Изображаемое на сцене порой радует глаз. Но, признаюсь, непросто вникнуть в смысл происходящего. Прежде всего задаёшься вопросом: почему же всё-таки одной актрисе поручено играть две главные роли? Как оправды­ вает режиссёр столь нетрадиционное решение поединка между двумя жен­ скими сердцами? Пьеса Л. Разумовской может быть названа трудной для чтения, фило­ софской. В ней речь идёт о том, как - процитирую напечатанные в програм­ мке слова автора пьесы - «существуют они обе в неразрывной связи: несчаст­ 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz