Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
сына. Мэгги нужна победа над оскорбительным безразличием мужа. Добьется ли она своего и какой ценой? Центром внимания иных режиссеров становились и противоречивая фигура Большого Па, и семейные проблемы старшего сына Гупера... Драма тургия Уильямса в силу своей масштабности позволяет смещать и перестав лять акценты с одной коллизии на другую. Юзеф Фекета остановил свой выбор на судьбе младшего сына, супруга Мэгги - «заблудшего» Брика. Роль эту в спектакле исполняет опытный и одаренный актер Александр Агафонов. Артист чаще всего представал перед зрителями в образах страст ных, красивых, романтических героев (достаточно вспомнить сына из «Ка менного гнезда»). Каким же стал в его интерпретации Брик - раньше времени одряхлев ший душой и телом человек, во всем и всех разуверившийся алкоголик, одна ко при этом любимый сын богатых, но несчастливых родителей? Образ Брика уже в самой пьесе Уильямса соткан из тайн, недомолвок, противоречий. В нем легко узнается тип распространенного в европейской предвоенной литературе «заблудшего бюргера»-романтика, не справляющего ся с суровыми и приземленными условиями реальной действительности. Ге рой подобного рода нередко отмечен особым духовным обаянием, но в нем же и отталкивающая нравственная ущербность. Им восхищаются, ему сочувст вуют, его же и ненавидят... Брик (Агафонов) предстал перед нами в несколько неожиданном ракур се. Актер, как мне показалось, стремится к объективности, предоставляя зри телю без спешки увидеть и оценить своего героя, как говорится, по достоин ству. Что же мы видим? Лично мне показалось, что артист играет не боль, не слабость, не катастрофический душевный надлом идеалиста Брика (хотя мол чание - паузы! - у Агафонова красноречиво и таинственно), а малодушное отступничество человека, не желающего вырастать из коротких штанишек своего «вечного детства». Брик живет в скорлупе тех представлений, идеалов, мер, оценок, стра хов и заблуждений, которые сам давно перерос. Он лелеет а себе «романтиче ского» мальчика-ницшеанца (сверхчеловека!). Жизнь же требует от него муж ских поступков и качеств. Как эгоистически жестоко он не замечает ничего вокруг себя: отец бо лен, Мэгги страдает, суетится брат, ждет поддержки и внимания Большая Ма ма... Брик же весь сосредоточен лишь на «щелчке» - знаке полной «отключ ки» после достаточно сильной дозы спиртного. В спектакле флотского театра герой становится убедительным символом во многом искусственной и потому ложной депрессии, в которую по своей духовной незрелости - «застарелой» инфантильности - впало общество (осо бенно люди молодого и среднего поколения-до 45 лет!), привыкшее жить чис то идеалистическими представлениями и наивно-романтическими порывами. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz