Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
В скорлупе былых идеалов Выбор пьесы Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» одоб рили в театре Северного флота далеко не все и не сразу. Оснований для со мнений было достаточно. Главное из них таково: она чрезмерно серьезна и потому трудоемка. Пьесы такого рода в эмоциональном плане принято счи тать тяжелыми. С этим утверждением трудно не согласиться. Речь в «Кошке» идет и о неизлечимой, изматывающей тело и душу человека болезни, и о непримири мой некрасивой борьбе родственников за наследство, и о губительном влия нии на судьбу мужчины алкоголизма... А чего стоят недвусмысленные намеки автора на странные, воспринимаемые большинством как извращенные отно шения между некоторыми персонажами известного произведения. Секс, алкоголь, деньги... Эти понятия во многом определяют проблема тику драмы Уильямса. Но, конечно же, не исчерпывают ее. Американский пи сатель по глубине и тонкости своих размышлений о человеке в условиях «страшного мира» отнюдь не уступает русским классикам. Уильямс многолик и многогранен. Кстати, это обстоятельство также не убавляло предрепетиционных со мнений театральной труппы. Стоит ли рисковать, зная, что каждый знаток и поклонник Т. Уильямса (их среди профессионалов театра немало) придет на премьеру со своим видением истории про то, как страдает под гнетом неосу ществленных желаний несчастная, но не сдающаяся «кошка на раскаленной крыше»... Сомнения были... И все-таки спектакль поставлен. Каков результат? Главный режиссер театра Юзеф Фекета не стал выдумывать велосипед. Он не стремился с помощью эффектных постановочных приемов перемуд рить или перещеголять своих предшественников (московская версия Гончаро ва и ленинградская Владимирова хорошо известны). Следуя своим творче ским убеждениям, Юзеф Фекета осуществил постановку в чисто реалистиче ском ключе. Итог - открытый, страстный, психологически напряженный и яс ный по мысли спектакль. Его трудно отнести к «авторским» сверхмодным сценическим экспери ментам. Но это не означает, что театр предложил публике буквальное и пото му бесспорное прочтение сложной драмы. В чем оригинальность версии предложенной режиссером и исполнен ной ведущими актерами флотской сцены? Обычно внимание постановщиков приковывает фигура экзальтирован ной Мэгги. Она-то и называет себя «кошкой на раскаленной крыше». Молодая женщина страдает оттого, что ее муж, в недавнем прошлом знаменитый спортсмен Брик, не просто охладел, а по-настоящему возненавидел ее в по следнее время. В семье нет и при таких отношениях, увы, не может быть де тей. Ребенок же крайне необходим! Первенец Брика тронет сердце неизлечи мо больного Большого Па - и завещание будет составлено в пользу младшего 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz