Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

ких тварей ночи дает о себе знать впоследствии. Пера преследует Женщина в зеленом, принцесса троллей (Р. Малеваная, О. Цыплякова), навязывая ему за­ боту о сыне-уродце - памятном грехе. Как жить во лжи? С грузом троллевской науки? Пер Гюнт покидает тех, кто по-настоящему им дорожит. Не сказав правду, уходит от избушки всем пожертвовавшей ради него Сольвейг (О. Анпилова). Растет ком вины. Силь­ нее голос покаяния... В первой части «Пер Гюнта» это действительно так. Обращает на себя внимание сцена последней встречи героя с умираю­ щей от чахотки и тоски матерью. Заслуженная артистка России Наталья Дол­ галева играет Осе бесконечно любящей сына пожилой, но по-девичьи хруп­ кой женщиной. Пер Гюнт причинил ей много страданий. Однако сильной сто­ роной дуэта Богинич - Долгалева является, на мой взгляд, то, что между сы­ ном и матерью много общего, они внутренне близки. Отсюда и весь драма­ тизм (усиленный гениальной музыкой Грига) их последнего расставания. Пер Гюнт изо всех сил пытается спасти Осе. Ему кажется, что волшебные кони умчат их прочь от беды, а небылицы рассеют страх. Но смерть не одолеть ни романтическим порывом, ни чем-то вообще. Осе умирает... Через страдания - к слезам очищения. Именно это испытывает в заклю­ чительной сцене второго акта чуткий к духовному содержанию искусства зри­ тель. Нельзя не признать, что Богинич и Долгалева раскрываются здесь в полную силу своего лиро-драматического темперамента и добиваются благо­ дарного сопереживания зала. Поставить бы точку в истории о Пер Гюнте? Ан нет... Ибсен, как из­ вестно, отправляет своего героя в далекое путешествие по миру. Театр смело сокращает его до одного монолога-отчета и сцены морского кораблекруше­ ния. В третьем действии нас ждет встреча с Пером-стариком. На долю исполнителя главного персонажа в преклонном возрасте Вик­ тора Васильева выпала задача не из легких. Как изменили деревенского пове­ су «время и пространство»? Театр нашёл остроумное решение, как «передать атмосферу» от одного актёра другому: они, одинаково по-европейски одетые и причёсанные (ден- Ди!), встречаются и тут же расходятся в центре сценической площадки. Пер Гюнт - Васильев начинает монолог... и вдруг реально ощущаешь между ним и тем взлохмаченным парнем пролегла целая вечность. Заключительное действие спектакля поставлено режиссером и сыграно актерами в ином эстетическом ракурсе. Оно умозрительно и потому более символично. Речь идет о философском наполнении человеческого «я». Что значит «быть самим собой»? Полезно ли всегда «самим собой оставаться»? Где источник душевного покоя? Кому уготован рай на небесах? Кому - ад уже Земле? Пер Гюнт вернулся в Норвегию самодовольным буржуа-победителем! Он богат и знамени т. Газеты всего мира посвящают его персоне первые поло­ сы. На родине же его помнят смутно: да, жил когда-то пустой поэт... В север­ ном краю больше уважают простых тружеников. О скромных заслугах обык­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz