Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

ПРЕДИСЛОВИЕ Перед Вами - вторая книжка «Мурманские подмостки». Первая вышла больше десяти лет назад. В ней опубликованы рецензии на спектакли мур­ манских театров, освещены последние значительные гастроли в Заполярье питерского Балтийского дома. История мурманской сцены по-своему приме­ чательна. На подмостках Областного драматического театра и театра Север­ ного флота были, как и водится в храме Мельпомены, взлеты и падения, ус­ пехи и неудачи. В Мурманске в разное время работали такие выдающиеся деятели театрального искусства, как Григорий Михайлов, Василий Киселев, Олег Овечкин. Среди актерских имен - Баздеров, Найчук, Стоменок, Ницен- ко, Семинишина, Васильев, Агафонов... Всех не перечислишь. А жаль. Ис­ кусство театра эфемерно. Спектакль живет ровно столько, сколько в реаль­ ном времени длится представление. Каждая постановка чем-то да отличается от предыдущей. Впечатления зрителей часто бывают сильными, но при этом предельно субъективными. Задача критики - сохранить память о спектаклях, режиссерских и актерских феноменах. Схватить и передать читателю то основное, неповторимое, что состав­ ляло прелесть и очарование сценического вымысла. Театр - зеркало времени. Это давно всем известно. По репертуару теат­ ра можно судить о том, что волновало наших современников десятилетия на­ зад. Критика пытается анализировать содержание постановок, определить ма­ гистральную линию режиссерского замысла, донести до читателей сверхзада­ чу действия. Конфликт (лучше бы назвать это диалогом) театра с критикой неизбе­ жен, но, на мой взгляд, благодатен. Пишущий о сцене человек, как правило, любит искусство перевоплощения, ценит «шахматные ходы» режиссерских интерпретаций известных и современных пьес. Я тоже люблю театр. Давно и, как мне кажется, вполне разделенной любовью. Нынешнее положение дел на мурманских подмостках заставляет тревожиться. Нет достойной драматургии, утрачивается навык реалистически точно­ го, но вместе с тем художественного достоверного пребывания актера в обра­ зе, режиссеры все больше думают о кассовом успехе, все реже воплощают свои сокровенные замыслы. Все это, может быть, и так. Но процесс, как говорится, не затихает ни на сезон. Предлагаемая Ва­ шему вниманию книга - попытка осмыслить то, что происходит с мурман­ скими театрами на продолжении последнего десятилетия. В ней - рецензии на отдельные спектакли, творческие портреты, театральные обзоры, фотогра­ фии. Хочется надеяться, что «Мурманские подмостки» найдут своего читате­ ля - как уже истинного поклонника театра, так и только начинающего, только прокладывающего свой путь в этой сияющий мир обворожительного вымыс­ ла, наивной тайны и зрелого Мастерства. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz