Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
ПРЕДИСЛОВИЕ Перед Вами - вторая книжка «Мурманские подмостки». Первая вышла больше десяти лет назад. В ней опубликованы рецензии на спектакли мур манских театров, освещены последние значительные гастроли в Заполярье питерского Балтийского дома. История мурманской сцены по-своему приме чательна. На подмостках Областного драматического театра и театра Север ного флота были, как и водится в храме Мельпомены, взлеты и падения, ус пехи и неудачи. В Мурманске в разное время работали такие выдающиеся деятели театрального искусства, как Григорий Михайлов, Василий Киселев, Олег Овечкин. Среди актерских имен - Баздеров, Найчук, Стоменок, Ницен- ко, Семинишина, Васильев, Агафонов... Всех не перечислишь. А жаль. Ис кусство театра эфемерно. Спектакль живет ровно столько, сколько в реаль ном времени длится представление. Каждая постановка чем-то да отличается от предыдущей. Впечатления зрителей часто бывают сильными, но при этом предельно субъективными. Задача критики - сохранить память о спектаклях, режиссерских и актерских феноменах. Схватить и передать читателю то основное, неповторимое, что состав ляло прелесть и очарование сценического вымысла. Театр - зеркало времени. Это давно всем известно. По репертуару теат ра можно судить о том, что волновало наших современников десятилетия на зад. Критика пытается анализировать содержание постановок, определить ма гистральную линию режиссерского замысла, донести до читателей сверхзада чу действия. Конфликт (лучше бы назвать это диалогом) театра с критикой неизбе жен, но, на мой взгляд, благодатен. Пишущий о сцене человек, как правило, любит искусство перевоплощения, ценит «шахматные ходы» режиссерских интерпретаций известных и современных пьес. Я тоже люблю театр. Давно и, как мне кажется, вполне разделенной любовью. Нынешнее положение дел на мурманских подмостках заставляет тревожиться. Нет достойной драматургии, утрачивается навык реалистически точно го, но вместе с тем художественного достоверного пребывания актера в обра зе, режиссеры все больше думают о кассовом успехе, все реже воплощают свои сокровенные замыслы. Все это, может быть, и так. Но процесс, как говорится, не затихает ни на сезон. Предлагаемая Ва шему вниманию книга - попытка осмыслить то, что происходит с мурман скими театрами на продолжении последнего десятилетия. В ней - рецензии на отдельные спектакли, творческие портреты, театральные обзоры, фотогра фии. Хочется надеяться, что «Мурманские подмостки» найдут своего читате ля - как уже истинного поклонника театра, так и только начинающего, только прокладывающего свой путь в этой сияющий мир обворожительного вымыс ла, наивной тайны и зрелого Мастерства. 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz