Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

родной дом. Надо уметь хранить семейные тайны!» Спорно? Несовременно? Сурово? Тем не менее в спектакле немало эпизодов, где, вопреки логике, сим­ патии зала окажутся не на стороне жертв «каменного гнезда», а на стороне умудренной опытом прожитых лет матери. Мелодрама диктует свои законы. Сдерживаемые глухие рыдания, силь­ ные душевные порывы, сопровождаемые великолепной музыкой, поцелуи, откровения, натуральные (!) слезы - всего этого предостаточно в новом спек­ такле Юзефа Фекеты. И за этим - почти трагедия хозяйки-Конториной. Та­ лантливая актриса бесстрашно играет сильного человека, способного глубоко и нежно чувствовать, но вынужденного жить, увы, не по законам любящего сердца. Она знает цену свободе, но она знает и цену гнезду. Потерять много­ вековой оплот в порыве чувств - не смертельная ли это ошибка? Дуэт Аарне - Илона (А. Агафонов - Н. Долгалева) в спектакле не доми­ нирует. И, замечу, выглядят влюбленные отнюдь не романтическими героями, способными бескомпромиссно бороться с гнетущей традицией. Скорее, это обыкновенные, но потерявшие голову от первого настоящего чувства люди. Илона - Долгалева вовсе не «роковая разрушительница», а скорее чуть испу­ ганный желторотый птенец, выпавший из своего гнезда и ненароком угодив­ ший в чужое. Аарне - Агафонов при всей своей «скандинавской солидности» все-таки просто большой ребенок. Мне показалось, режиссер не столько восхищается молодыми героями пьесы, сколько жалеет их. Конечно, неискушенность и порывистость привле­ кательны в глазах многих людей, но... Это «но» - Нискавуори, ее земля и тра­ диции. Поместье требует от своих хозяев не только физических сил, но и ду­ ховных жертв. Не скажу, что все зрители поспешат разделить предложенный театром «патриотический пафос». Но театру стоит быть благодарным уже за то, что он в это непростое время призывает нас задуматься не только о свободе духа, но и о той цене, которую за вожделенную свободу заплатит каждый узник «ка­ менного гнезда»... Цена эта - боль разрушения, а то и крушения привычного твоего бытия... Театр предлагает интересную тему для раздумий, но не отвечает до конца на все предложенные им же вопросы. Спектакль неровен. Финал по­ становки - сцена суда опекунского совета —показался мне маловыразитель­ ным, иллюстративным. Жаль, но ни постановщику, ни актерам не удалось по- настоящему выразить отношение к происходящему многочисленных жителей далекого «захолустья». В спектакле много эпизодических ролей. Большинство занятых в них артистов довольствуются малым - формально играют «себя в предлагаемых обстоятельствах». Грустно, но даже талантливый Геннадий Бедностин разрешает себе эксплуатировать давно наработанные штампы (роль Пастора). Среди несомненных достоинств постановки - художественное (Раиса Чебатурина) и музыкальное (Владимир Панчешный) оформление спекгакля. Оно отвечает как реалистической манере актерской игры, так и мелодрамати­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz