Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

В провинциальной глуши люди знают все друг о друге. Чужой любо­ пытный взгляд проникает в каждую замочную скважину. Стены, разумеется, имеют уши... Но местный Пастор не позволяет пастве забыть о Боге. О репу­ тации семьи заботятся, нравственность блюдут... Что же может изменить атмосферу «каменного гнезда»? Хелла Вуолий- оки утверждает (или дразнит?): только любовь! И вот в северную провинцию приезжает из столичного Хельсинки но­ вая учительница Илона Алгрен (в спектакле эту роль исполняет Н. Долгале­ ва). Она-то и «украдет» доверчивое сердце сурового на вид агронома Аарна 11искавуори - женатого человека, отца двух детей. Что можно ожидать от такой завязки? Образованный зритель усмотрит в этом и отголоски пьес Островского, и фрейдистские мотивы О ’Нила... Но финская сочинительница разрешает возникшую ситуацию мягче, мелодрама­ тичнее. Влюбленная пара рисковавшая стать притчей во языцех, обрела-таки желанную свободу. После суда опекунского совета, учиненного над бедной, но гордой учительницей, молодые люди порывают с Нискавуори, уезжают ку­ да глаза глядят. Книга Вуолийоки исполнена романтического, свободолюбивого пафоса. К слову замечу, что ее перевод у нас появился в 1956 году. Симпатии перево­ дчика произведения Ю. Стебавого тоже, несомненно, были на стороне двух любящих друг друга людей. Режиссер Ю. Фекета в известной мере переставил смысловые акценты мелодрамы «Каменное гнездо». На мой взгляд, он умело высветил то, что в тексте произведения намечено лишь пунктиром. После окончания спектакля в театре КСФ у большинства зрителей не остается ощущения полной радости, оттого что два любящих сердца освобо­ дились от «каменного» гнета. Все внимание зала постановщик сосредоточил не на яркой судьбе Илоны Алгрен, а на психологическом состоянии матери ее возлюбленного - старой хозяйки Нискавуори (роль блестяще исполняет за­ служенная артистка России М. Конторина). Суть в том, что эту героиню (своеобразный финский вариант то ли Ка­ банихи, то ли Вассы Железновой) проще всего было бы изобразить только властной и хитрой женщиной. В спектакле Фекеты она вызывает бурю самых противоречивых чувств, мать Аарне делает все для того, чтобы вразумить мо­ лодежь: сына невестку Марлу, заезжую красавицу Илону. Старая хозяйка предчувствует беду, нависшую над Нискавуори. Слепая страсть может выбить из кладки тот самый замковый камень, следом за которым повалятся и другие и начнет рушиться все многовековое «каменное гнездо». Накопленная десятилетиями житейская мудрость подсказывает: не раз­ рыва «всех со всеми» надо искать в такой критической ситуации, а компро­ миссного примирения. «Достоинство женщины, - учит хозяйка уби тую изме­ ной невестку Марту (эту роль сильно, хотя и несколько одиопланово сьнрала заслуженная артистка В. Федорова), - не в том, чтобы бранить неверного му­ ж а а в том, чтобы внешне спокойно и терпеливо ждать его возвращения в 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz