Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

ний. Но в 70-е годы сложились профессиональные убеждения. Чеснокова ста­ новится известным в городе искусствоведом; её рецензии на театральные спектакли Келле-Нелле, Киселёва, Михайлова свежи и проницательны. Конечно, на взглядах и суждениях ТБ - печать целого поколения. Она со свойственной своим одногодкам принципиальностью предъявляет к театру высокие идейные требования. Ей важно, чтобы в книге, спектакле, фильме акценты расставлялись внятно. Чеснокова ценит жизнеутверждающее начало в искусстве, ко всякого рода «чернухе» и «постмодернистской зауми» у завли- та отношение недоверчивое. В жизни и людях более всего ценит типично чеховские качества: интел­ лигентность, порядочность, умение помочь в трудную минуту. У самой Татьяны Борисовны такие минуты, увы, бывали. В 80-е годы возникли разно­ гласия с коллегами по училищу, непросто складывалась личная жизнь. Руку помощи протянул театр Северного флота. В 1986 году пришла туда заведую­ щей литературной частью. И вот уже скоро два десятилетия «несёт эту вах­ ту». Чеснокова-истинный патриот своего коллектива. По своему опыту знаю, как ревниво отстаивает она каждого актёра, если на него, не дай Бог, косо по­ смотрит око критика. Сколько дебатов было у меня с Татьяной Борисовной по поводу трактовки театром «Ревизора» Гоголя! То, что я не сразу приняла Хле- стакова-Гудина, всерьёз огорчило её. Мы много и трудно спорили... Не побоюсь признать, что Чеснокова по-настоящему воспитывает кри­ тика. Так по негласному соглашению поступают в России все опытные завли- ты. Оградить театр от вульгарных поверхностных суждений - вот в чём честь их скромного мундира. И Татьяна Борисовна без устали работает с прессой. Много молоденьких критикесс обязаны ей первыми профессиональными уроками. Пишет сама. Заслуживают серьёзного внимания опубликованные в «Мурманском береге» статьи по истории северных театров. Выступления на вечерах и конференциях областной научной библиотеки вызывают интерес публики. В каждом театре —своё закулисье. Оно-то и проверяет жрецов Мельпо­ мены на прочность. Не просто сохранить первозданное - лирическое - отно­ шение к сцене, зная жестокую цену успехам и провалам, интригам, разочаро­ ваниям. Да и суета сует в театре неизбежна. Вездесущая ТБ - достойный единомышленник главного режиссёра те­ атра Юзефа Васильевича Фекеты. Они вместе обговаривают репертуар, отда­ вая должное репутации автора пьесы. Татьяна Борисовна имеет свой голос при сдаче спектакля худсовету. Лить бальзам на нанесённые критикой или коллегами актёрские раны - тоже её задача. А после спектакля истинные театралы по установившемуся с годами правилу подходят к завлиту, высказывая животрепещущие суждения об уви­ 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz