Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

что это был один из самых запоминающихся спектаклей в его актёрской био­ графии. Татьяна Борисовна - неисправимый романтик и идеалист. И сама не стесняется в этом признаться. Её любовью всегда было и остаётся искусство. ТБ (так за глаза называют её коллеги) прекрасно разбирается в архитектуре и живописи, владеет игрой на фортепьяно, знает русскую классику, ценит ми­ ровую драматургию. В завлиты может, конечно, пойти каждый гуманитарно образованный человек. Но остаются в профессии единицы. Лишь те, кто умеет работать с книгами и людьми, в силах укротить буйный нрав режиссёра, найти подход к «народному» и статисту, удержать в штате на маленькой зарплате простую уборщицу... Завлит, как и весь театральный организм, работает на успех постановки, но скромно обходится без заслуженных аплодисментов, комплиментов, цве­ тов, беспрекословно передавая пальму первенства тем, кто на сцене. Чеснокова - потомственный интеллигент. Тяга к театроведению переда­ лась ей от отца - известного в Мурманске журналиста Бориса Моисеевича Мойжеша. С детства Татьяну Борисовну окружали настоящие книги, инте­ ресные люди. В начальной школе сразу повезло с первой учительницей. Ею оказалась Ольга Фёдоровна Подстаницкая - мама известного северного поэта. «Мне повсюду встречались люди, у которых было чему научиться», - благодарно вспоминает Татьяна Борисовна. После окончания музыкального училища работала по распределению в Оленегорске. Много времени прово­ дила на репетициях местного народного театра, которым в ту пору руководи­ ла актриса Зоя Галиева. Эта хрупкая женщина заронила в душу молоденькой пианистки любовь к сценическому искусству, его таинству и откровению. Но думала ли ТБ в те далёкие 60-е годы о театральной линии своей судьбы? Вряд ли... Во многом случайно оказалась она на театроведческом факультете ЛГИТМиКа. Мечталось о карьере искусствоведа, но в силу стечения обстоя­ тельств сложился «театральный пасьянс». Ленинградская профессура дала студентке-заочнице так много! Но ещё больше пробудила сознание того, что искусство - это своего рода бездна, а культура неохватна. Дух Питера с его жаждой нового и пиететом к традиции Татьяна Борисовна пыталась передать своим студентам. Её лекции по эстетике, исто­ рии живописи, музыки, театра становились для слушателей стартовой пло­ щадкой для постижения высот и глубин прекрасного. Свою преподаватель­ скую деятельность в Мурманском музыкальном училище, как и все в застой­ ные семидесятые, Чеснокова оценивает неоднозначно. Сама общественная атмосфера в то время была душноватой. Лкщи часто расходились друг с дру­ гом на идеологической почве. Татьяна Борисовна много сил отдавала партий­ ной работе. Пыталась привнести в неё свойственный душе романтизм, веру в людей, добро, справедливость. Не обошлось без горького опыта разочарова­ 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz