Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Так вот долгожданным Пастушком и явился в Мурманск в сентябре 1989 года тридцатидвухлетний артист Николай Новодворский. «Осень на Се­ вере в самом разгаре! Красота словами не передаваемая! Эти рябины вдоль проспекта! Полюбил Мурманск сразу. Считаю родным. Скучаю по городу в отпуске. И по театру. В таких случаях у нас говорят —“группа крови совпа­ ла”». Театр КСФ новобранца принял. Из сезона в сезон Николай Новодвор­ ский занят в репертуаре «по самую макушку». Роли самые разноплановые. Эпизодические и главные. Серьезные и комедийные. Критика, зрители, колле­ ги справедливо считают, что участие этого артиста в постановке - гарантия качества. Он любит играть. Любит выйти на сцену («Как-нибудь так даже неза­ метно, бочком») и ощутить дыхание зрительного зала («хорошо, если сразу заметят появление, и засмеются, зашевелятся - есть контакт!»). Поймать зри­ тельскую реакцию и умело повести публику за собой - в этом мастерство ли­ цедея. В Новодворском без преувеличения есть настоящая магия. Недаром он так часто и успешно играет в сказках. Диапазон от Бабы-Яги до Мотылька! Детвора замирает при одном появлении «Новодворской» волшебной Нечисти! Пластика у Николая Ивановича на зависть! Почти балетная. А уж как начнет говорить своим «специфическим», чуть скрипучим «бармалейским» голосом - так тут и плачь, и смейся! Сказочные персонажи у Новодворского чаще всего получаются трагифарсовыми. А герои взрослых пьес - противоречивыми, чуть странноватыми, большей частью по-человечески не самыми счастливы­ ми. Артист никогда не любуется собой в роли и персонажей своих не слишком щадит. Он может заострить и физический изъян, и душевную надломленность (король Генри «Ваша сестра и пленница»), подчеркнуть непотопляемую на­ родность характера (Михаил «Семейный портрет с посторонним»), придумать гротесковый внешний рисунок роли (Клисторель «Изобретательные любов­ ники», Пуговичник «Пер Гюнт»), Новодворский виртуозно владеет театраль­ ной формой! Она - по его же призванию —приходит к нему подчас интуитив­ но. «Могу интонационно завестись от какого-нибудь пустяка, изменить по­ ходку от детали костюма, сменить ритм сцены от непредсказуемого поведения партнера на репетиции. «Иногда (очень редко!) чувствуешь образ сразу - “от” и “до”, понимаешь, как он будет двигаться, разговаривать, реагировать на си­ туацию», - делится Николай Иванович своими секретами. Но при всей самостоятельности поиска актером «зерна» роли Ново­ дворский в итоге всегда послушен голосу и воле режиссера. «Николай по сути идеальный артист, —говорит главный режиссер флот­ ского театра, заслуженный деятель искусства России Юзеф Фекета. —Он в хо­ рошем смысле слова подчинен постановочному замыслу. И досконально вы­ полнит то, о чем идет разговор на репетиции. Выбирая на роль Новодворско­ го, я уверен в его профессионализме. Никакой, простите, отсебятины, вольно­ сти! И при этом - максимальная отдача на спектакле в рамках продуманной нами совместно линии роли». 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz