Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

смерть влюбленным молодым героям история, лично для нее позором и гибе­ лью не завершается. Ее невиновность доказана! «Я и сама пытаюсь оправдать своих героинь, проникнуться к ним со­ чувствием, - признается артистка. - Быть женщиной вообще не просто. А уж сильной женщиной тем более. Иногда надо переступить через что-то очень дорогое тебе ради спасения ребенка, например... Или защитить свою любовь, свое человеческое достоинство. Пойти на осознанную жертву. Вот Лаура в “Отце” Стриндберга, помните? Уж на что коварна и зла. Хочет отлучить дочь от отца. А я ее тоже пыталась понять. Она природно сильнее своего мужа! И заложница этой своей не знающей преград воли... Слабый, проигрывающий жизнь мужчина - это некрасиво. Женщина должна помочь мужчине быть сильным!» Да так... И опять же ценой своих усилий! Даже если эти усилия сводят­ ся к тому, чтобы вырастить на огороде две крупные морковки и восторженно подарить их опальному Наполеону. Роль кухарки Жозефины, прорвавшейся на остров-тюрьму ради получения причитавшихся ей за мужа деньжат и ставшей неожиданно для самой себя спасительницей потерявшего душевную уверенность Бонапарта («Корсиканка»), представляется мне одной из самых удачных у Долгалевой за последние годы. Дело в том, с годами в артистке раскрылась новая грань дарования - яркая характерность. Она может быть потрясающе комичной! При этом обаяние женственности не только не исче­ зает - увеличивается! Да. Зрители понимают, что Жозефина не так уж и моло­ да, неуклюжа в движениях, бойка и грубовата на язычок... Но в ней столько энергии! Столько жалости к некогда блестящему, а теперь уныло затрапезно­ му кумиру, что она сносит все преграды на его и своем пути. Император дол­ жен вновь почувствовать себя «на коне»! Он просто обязан научиться по- детски беззаботно смеяться, корчить рожи и дышать свежим морским прибо­ ем! Корсиканка (Долгалева) выводит Наполеона (Агафонова) из оцепенения, щедро дарит ему незабываемые минуты внутреннего раскрепощения —по су­ ти простого человеческого счастья! А сама... Сама Жозефина, увы, терпит фактическое поражение и выну­ ждена покинуть опальный остров. Но это ничего... Это как-нибудь заживет и обойдется. Главное —хорошему человеку помогла! «Когда, с какой роли в вашей актерской судьбе начался перелом? Как пришло ощущение, что ваша “лирическая героиня” стала иной? Изменилась и внешне, и внутренне?» Наталья Дмитриевна отвечает, почти не задумываясь: «Когда пришлось играть острый гротесковый характер. Елизавета в “Моей сестре и пленнице”. Она внешне жесткая, угловатая, в чем-то смешная. А в душе - страсти кипят. Противоречивые. Гротесковая роль. И Осе в “Пер Гюнте”. Тоже рубеж, испы­ тание. Трудно роль далась. Первая по-настоящему возрастная». Осе сыграна Долгалевой удивительно тонко, поэтично, выстрадано. У публики, помнится, слезы градом лились уже под великую музыку Грига. А Наталья Дмитриевна 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz