Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

ко за двадцать» приходилось играть молоденьких соблазнительниц мужских сердец, романтических героинь, изломанных декаденствующих особ и - все­ гда убедительно! Ее красота и душевная хрупкость покоряли зрителей. Помню, как не сразу, но в итоге всем сердцем полюбила ее молоденькую учительницу Илону в «Каменном гнезде» - визитной карточке театра Северного флота. По сюжету эту якобы «развращенную» и горделивую горожанку в штыки приняла «ка­ менная» замшелая в своих предрассудках провинция. Мещане устроили над нею настоящее судилище! Но у Илоны (Долгалевой) хватило обаяния и муже­ ства морально выстоять в нелегкой борьбе за свое чувство к женатому, но впервые познавшему настоящую любовь Аарна (А. Агафонов). По ходу спектакля не думалось о том, сколько актрисе лет: захватывала интрига происходящего. Наталья Дмитриевна никогда не идет от внешнего рисунка роли. Она, к слову сказать, и красивой-то себя в молодости не счита­ ла (хотя фотографии с лихвой выдают привлекательность этой женщины). «Я не думала о том, какое у меня лицо, как я выгляжу. Мне всегда мешали на­ кладные ресницы, яркий грим... Пробивалась к естественному чувству в “предлагаемых обстоятельствах” . Главное не как выглядишь, а что пережива­ ешь в данную минуту. Важно, чтобы к роли была подготовлена сама душа». Замечательные слова! Но это ведь очень непросто - главным инстру­ ментом искусства выбрать именно свою душу? «А как же иначе? - энергично вмешивается в разговор Юзеф Фекета. - Только душа! Есть классическая актерская заповедь - “играть на разрыв аор­ ты” ! Галько душа и сердце актера подскажут ему правильный путь в роли. Наталья Дмитриевна наделена редким душевным даром. Она может играть саму жертвенность». И правда... Если подытожить уже пройденный Долгалевой на сцене путь, то невольно заявит о себе ее главная тема. И это тема жертвы. Той са­ мой, на которую в силу не обстоятельств - самой любви! - идет гордая и свет­ лая ее натура. Режиссер как бы специально из сезона в сезон предлагает актрисе роли, предполагающие некий душевный надлом, своего рода - подвиг. Не случайно, видимо, Барабанщица стала для нее ролью-истоком. За показной бравадой у Долгалевой всегда прячется нешуточное душевное напряжение. Ее персона­ жам удается сохранить внутреннюю силу в самых невыгодных для своей ре­ путации ситуациях. Героини Долгалевой - Анна Кристи («Зов моря»), Нелька («Жестокие игры»), Нина («Порог») - смело идут за присущей их натуре пра­ вотой и одерживают если не фактическую, то моральную победу. Последняя работа актрисы - Гертруда (О. Бальзак «Мачеха»). Трудна и запутана коллизия пьесы. Двусмысленна ситуация, в которую попадает влюбленная в человека намного моложе себя Мачеха. Невыносимо соперничество с собственной пад­ черицей. Велико искушение коварством победить противников. Но... у Гер­ труды (Долгалевой) верх берет благородство. И трагическая, принесшая 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz