Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

сразу верила в то, что ту и другую играет одна исполнительница. Мария Стю­ арт - нежная, порывистая, красивая. Елизавета Английская - коварная, сухая, почти уродливая. Объединяет лишь то, что расплатой за трон становится ду­ шевная боль. Боль одиночества, неразделенной страсти, предательства неко­ гда верных короне подданных. Долгалева мастерски исполняет роли, требующие сугубо личностных проявлений - ума, характера, воли, недюжинной выносливости. Ее персонажи всегда немного «чужие среди своих», выбивающиеся из общей стаи «белые вороны». Так повелось, пожалуй, с Нилы Снежко в сафроновской «Барабан­ щице». Именно эта роль стала первой в ряду признанных, удостоенных пре­ мий и почестей: Диплом первой степени на Республиканском смотре теат­ ральных постановок, посвященных 40-летию Победы в 1985 году. Признание греет душу, но и обязывает. Мы рассматриваем фотографии. Их много. Они не собраны в роскош­ ные золоченые альбомы, не систематизированы по годам и спектаклям. Про­ сто россыпь лиц, жестов, улыбок, поз... Какой разной она может казаться! Но есть и нечто общее, объединяющее все снимки. Надо признать, Долгалева по- настоящему красива и одухотворена. В ней чувствуется большая внутренняя сила. Она - героиня! А спектаклей все же не так и много. «Жалеете о том, что какую-то роль так и не удалось сыграть? Или сыг­ ранных судеб и характеров хватило сполна?» - вопрос для художника всегда непростой, по-своему провокационный. Наталья Дмитриевна задумывается. «Да нет... Не жалею о несыгранном. Что есть, то есть... Я не обижена актер­ ской судьбой. Правда». Верю. Да у нее - если честно - и не просто актерская судьба, Долгалева - супруга главрежа. Следовательно, взбалмошная прима­ донна? Вот уж нет. Скромна и трудолюбива. Присутствующий при разговоре ее супруг, главный режиссер театра Северного флота Юзеф Фекета, со свой­ ственным ему постановочным темпераментом горячится: «Скажу вам откро­ венно! Наталье не повезло в театре именно потому, что она была женой глав­ режа. А я, каюсь, всегда слишком много думал о том, “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?”. Помните у Грибоедова? Вот. Так и мы с Ната­ шей все стеснялись чужого мнения. Я по-глупому вводил ее на какие-то заме­ ны. Энергия уходила впустую. Придерживал для других актрис ведущие роли. Она ждала. Терпеливо. И только спустя несколько лет после переезда на Се­ вер стал предлагать ей заглавных героинь. Чуть поздно, конечно. И ведь как справлялась? И справляется по сей день! “Мачеху” видели? Я всегда в ней уверен. Она умная, тонкая. Я и женился-то на ней потому, что она не только очень красивая женщина, но и помощница в работе. Приглашал, помню, на репетиции своих спектаклей в Закарпатье. На те, где она и занята не была. Придет, сядет тихонечко в уголок. А потом такие точные замечания сделает - диву даешься!» Да. Справлялась отменно. Причем преодолевая сопротивление не толь­ ко ревностных соперниц (их у примы всегда много!), но и собственной жен­ ской природы, актерской самобытности. Что я имею в виду? То, что ей «дале­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz