Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
сразу верила в то, что ту и другую играет одна исполнительница. Мария Стю арт - нежная, порывистая, красивая. Елизавета Английская - коварная, сухая, почти уродливая. Объединяет лишь то, что расплатой за трон становится ду шевная боль. Боль одиночества, неразделенной страсти, предательства неко гда верных короне подданных. Долгалева мастерски исполняет роли, требующие сугубо личностных проявлений - ума, характера, воли, недюжинной выносливости. Ее персонажи всегда немного «чужие среди своих», выбивающиеся из общей стаи «белые вороны». Так повелось, пожалуй, с Нилы Снежко в сафроновской «Барабан щице». Именно эта роль стала первой в ряду признанных, удостоенных пре мий и почестей: Диплом первой степени на Республиканском смотре теат ральных постановок, посвященных 40-летию Победы в 1985 году. Признание греет душу, но и обязывает. Мы рассматриваем фотографии. Их много. Они не собраны в роскош ные золоченые альбомы, не систематизированы по годам и спектаклям. Про сто россыпь лиц, жестов, улыбок, поз... Какой разной она может казаться! Но есть и нечто общее, объединяющее все снимки. Надо признать, Долгалева по- настоящему красива и одухотворена. В ней чувствуется большая внутренняя сила. Она - героиня! А спектаклей все же не так и много. «Жалеете о том, что какую-то роль так и не удалось сыграть? Или сыг ранных судеб и характеров хватило сполна?» - вопрос для художника всегда непростой, по-своему провокационный. Наталья Дмитриевна задумывается. «Да нет... Не жалею о несыгранном. Что есть, то есть... Я не обижена актер ской судьбой. Правда». Верю. Да у нее - если честно - и не просто актерская судьба, Долгалева - супруга главрежа. Следовательно, взбалмошная прима донна? Вот уж нет. Скромна и трудолюбива. Присутствующий при разговоре ее супруг, главный режиссер театра Северного флота Юзеф Фекета, со свой ственным ему постановочным темпераментом горячится: «Скажу вам откро венно! Наталье не повезло в театре именно потому, что она была женой глав режа. А я, каюсь, всегда слишком много думал о том, “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?”. Помните у Грибоедова? Вот. Так и мы с Ната шей все стеснялись чужого мнения. Я по-глупому вводил ее на какие-то заме ны. Энергия уходила впустую. Придерживал для других актрис ведущие роли. Она ждала. Терпеливо. И только спустя несколько лет после переезда на Се вер стал предлагать ей заглавных героинь. Чуть поздно, конечно. И ведь как справлялась? И справляется по сей день! “Мачеху” видели? Я всегда в ней уверен. Она умная, тонкая. Я и женился-то на ней потому, что она не только очень красивая женщина, но и помощница в работе. Приглашал, помню, на репетиции своих спектаклей в Закарпатье. На те, где она и занята не была. Придет, сядет тихонечко в уголок. А потом такие точные замечания сделает - диву даешься!» Да. Справлялась отменно. Причем преодолевая сопротивление не толь ко ревностных соперниц (их у примы всегда много!), но и собственной жен ской природы, актерской самобытности. Что я имею в виду? То, что ей «дале 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz