Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Героиня от рождения . Наталья Долгалева Театральная общественность Мурманска широко отметила юбилей За­ служенной артистки России, ведущей актрисы театра Северного флота Ната­ льи Дмитриевны Долгалевой. ...Д а Незаметно подкралось к этой моложавой хрупкой женщине время круглых дат. И в жизни, и в творческой карьере. На сцене флотского театра он а кстати, тоже «отпахала» свой круглый срок - двадцать лет! Приехала в Заполярье с мужем - режиссером Юзефом Фекетой - в тревожные восьмиде­ сятые. Он настойчиво искал «свой театр», мучительно выбирал между вполне благополучным родным Закарпатьем и мало предсказуемым «чужим» Севе­ ром. Присматривался, взвешивал, уезжал, возвращался. А она безоговорочно попала в плен белых полярных дней! Терпеливо приживалась к заснеженным мурманским сопкам. Вела семейный быт, воспитывала детей - двух девочек. В театре, несмотря на то что Фекета решился-таки взвалить на себя ношу главного режиссера играла чаще всего роли второго плана, «на заменах» и «в очередь». Ждала своего звездного часа. Верила, что придет он к ней и за Полярным кругом. Ведь в актерской биографии Натальи Долгалевой к момен­ ту приезда семьи в Мурманск были уже сильные театры (Астрахань, Челя­ бинск, Закарпатье) и значительные, признанные публикой и зрителями роли. Она как будто родилась играть именно их - главные! Еще в далеком ка­ захстанском Темирлау первые театральные наставники - сторонник системы Станиславского Эверт и поклонник Мейерхольда Поляков — прочили ей «большое будущее». В трогательной балерине из городского драматического кружка угадывалась настоящая сила - богом дарованная харизма. Она-то и вела Долгалеву по судьбе. В медицинском училище ей было тесно и скучно. Фельдшер по образованию, Наталья Дмитриевна без промедления ушла в Те­ атр. Астраханское училище искусства. Класс профессора Купцова. Лестные отзывы педагогов. Удачное начало карьеры. Драматическое ее продолжение. Сегодня подводить итоги, может быть, еще рано. И тем не менее. «Все ли сыграно, о чем мечталось в юности?», - начинаю я долгий «предъюбилей­ ный разговор». «В моем послужном списке ролей не так уж и много, —скромничает ак­ триса. - Но они есть! И замечательные! Начинала —видите смешную фото­ графию? - с большеглазой, с наклеенными ресницами Красной Шапочки. Не обошлось без страдающей по своему ветреному Ромео Джульетты. Любимая роль из того моего актерского далека - Роксана в “Сирано”. Любила эту роль. Зал, между прочим, плакал. А служащая театра - пожилая смотрительница зала - однажды подошла ко мне и поцеловала руку. Я смутилась, испугалась даже —за что? А она говорит —за прекрасно сыгранный образ, в нем - все на­ ши женские надежды и чаяния отражены. Вот». У Натальи Долгалевой - целый выводок королев! Самые запоминаю­ щиеся сразу «две в одном спектакле» —Мария и Елизавета в постановке Юзе­ фа Фекеты по пьесе Л. Разумовской «Ваша сестра и пленница». Публика не 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz