Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

бы лучше в маникюрши или стоматологи! Вопреки их воле поступила-таки в школу-студию, открытую при Ленинградским ТЮЗе. Училась в классе про­ фессора Леонида Макарьева. Как и многие студентки, была «чуточку влюбле­ на в его начитанность, интеллигентность». Бодрый тюзовский темперамент во многом сохранила на всю жизнь (сколько сказок в ТСФ переиграно!). После окончания студии успешно работала в Балтийском театре. Смолоду пережила немало человеческого горя. Рано потеряла близких людей. Волею судьбы по­ пала в Мурманск. И - сроднилась душою с Севером. Флотский театр стал её вторым домом. Самые дорогие воспоминания связаны с гастролями по отда­ лённым точкам - воинским гарнизонам. Какая там замечательная публика! «Помню, привезли мы лётчикам спектакль “Новоселье в старом доме”. Игра­ ла в нём блокадницу, сильную духом простую русскую женщину Дарью Ва­ сильевну. Я в неё вложила всю память о своём военном детстве. Таких жен­ щин видела много. Добрые, душевные... К ним люди тянутся! Вот и к моей героине после спектакля потянулись зрительницы. Офицерские жёны-ленин- градки. Они обнимали меня, плакали и приговаривали: “Своя, своя! Наша, питерская!” А в руках у них - цветочки. Но не купленные в магазине, а выра­ щенные в горшках на окнах и срезанные специально для спектакля. Чтобы поблагодарить артистов. Я эти цветочки тоненькие, жёлтенькие, наподобие нарциссов, навсегда запомнила!» «Наша!» - вздыхали зрительницы и над лихо отплясывающей под сель­ ский баян сибирячкой в «Прибайкальской кадрили», и над Бабкой из нашу­ мевшего в своё время спектакля ТСФ «Портрет с посторонним». «У Конториной особый - русский! - дар, - справедливо считает завлит театра, заслуженный работник культуры РФ Т.Б. Чеснокова. - Можно сказать, что она, как никто в мурманском театре, воплощает исконные национальные черты. Замечательно играет деревенских женщин! И в каждой такой роли - судьба. Многострадальная. И ... счастливая». Артистка и впрямь излучает наш, российский оптимизм. Про таких-то и сказал поэт: «Коня на скаку остановит! В горящую избу войдёт!» Знает цену и русскому словцу - сочному, порой залихватскому. Слушать Маргариту Ва­ сильевну - одно удовольствие! И со сцены речь её льётся ясно, чисто, прозрачно по смыслу. Теперь, когда подмосткам отдано чуть менее полувека, очевидно, что «жизнь в искусстве» у Конториной удалась. Роли. Награды. Звания. Внимание прессы. Любовь публики. Есть и планы на будущее. В конце долгого вечернего разговора призна­ ётся: «Знаете, я главного своего так ещё и не сыграла. Мечтаю о Вассе Желез- новой. Это моя роль. Властная. Сильная. Умная. И такая трагическая судьба. Есть что играть!» Не знаю почему, спрашиваю напоследок: «Маргарита Ва­ сильевна! У вас есть соперницы?» Задумывается всерьёз. И детской улыбкой отвечает: «Нет у меня сопер­ ниц. Они - мои коллеги и партнёрши - все замечательные, н о ... другие. 11икто МОИХ ролей не играет! - после паузы продолжает. - Впрочем, есть одна ак­ 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz