Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

по-английски строгие визитные тройки... Говорят, что «завестись» на репети­ ции может от любого пустяка. В руках появляется лорнетка - и уже совсем другая походка, иной взгляд, осанка, поворот головы. Вера в предлагаемые обстоятельства у Маргариты Васильевны потря­ сающая. Даже в частном разговоре она напоминает девочку, готовую по пер­ вому приглашению начать игру. Например, в «дочки-матери». Или в «кошки- мышки». «Кошки-мышки», впрочем, самая любимая игра Маргариты Васильевны на сцене. При кажущемся простодушии её героини, как правило, лукавы и даже коварны. Апофеоз житейской хитрости - роль Домны Платоновны в «Петербургских обстоятельствах» (по мотивам повести Н. Лескова «Воитель­ ница»). Как изощрённо третирует опытная столичная ростовщица бедную мо­ лодую женщину, загнанную нуждой в угол. Побоку нравственность, когда вы­ годой пахнет! В артистической палитре Конториной и впрямь много красок. Но то, что ей всегда удаётся передать виртуозно, - это человеческое двуличие. Актриса мастерски разоблачает ханжей и эгоисток! Такова Гурмыжская в «Лесе» Островского. Маргарита Васильевна играет её с нескрываемым удо­ вольствием. Она как будто купается в предложенных драматургом обстоя­ тельствах. Её героиня первоначально подкупает, казалось бы, искренней рас­ терянностью перед трудностями, посылаемыми судьбой. Одинокой старею­ щей помещице поначалу хочется посочувствовать, протянуть руку помощи. Но чем далее, тем более становится ясно, что перед нами «волк в овечьей шкуре» - чёрствая душою особа, ничего и никого дальше собственного носа не видящая. Диапазон видения актрисой героини чрезвычайно широк: Гур­ мыжская бессовестно хватает всё, что ей выгодно, не отказывает себе ни в ка­ ких житейских удовольствиях, грубо распоряжается чужими судьбами, умело играет на неопытности молодых людей. И ... заслуженно садится в лужу! Всё оборачивается против неё, ей выносят строгий нравственный приговор. Роб­ кая воспитанница обретает свободу от назойливой теткиной опеки. А соблаз­ нённый ею подленький Алексей в итоге берёт верх над своей супругой. Гурмыжская выбита из привычной жизненной колеи. Над ней потеша­ ются! «И поделом! - выносит приговор уже сама актриса. - Нельзя же быть такой, извините, ограниченной дурой! Думать, что в тебе одной весь мир со­ средоточен!» Актриса умеет посмеяться над своими персонажами. Не щадит и саму себя. Самокритична. Знает свои сильные и слабые стороны. Постоянно со­ мневается в правильности трактовки роли, не устаёт советоваться с режиссё­ ром. Жадно ловит оценку критики. Но критиковать Маргариту Васильевну, право, не хочется. Ею хочется восхищаться. Набираться у неё ума-разума. Не случайно молодые артисты ТСФ часто приходят к ней за советом. Народная артистка щедро дарит своё внимание коллегам по сцене. Лю­ бит рассказывать свою «творческую биографию». Она у неё богатая! Судите сами. Родилась в блокадном Ленинграде. С малых лет мечтала о сцене. Лихо изображала старух! Родители запрещали девочке даже думать о сцене. Шла 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz