Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
по-английски строгие визитные тройки... Говорят, что «завестись» на репети ции может от любого пустяка. В руках появляется лорнетка - и уже совсем другая походка, иной взгляд, осанка, поворот головы. Вера в предлагаемые обстоятельства у Маргариты Васильевны потря сающая. Даже в частном разговоре она напоминает девочку, готовую по пер вому приглашению начать игру. Например, в «дочки-матери». Или в «кошки- мышки». «Кошки-мышки», впрочем, самая любимая игра Маргариты Васильевны на сцене. При кажущемся простодушии её героини, как правило, лукавы и даже коварны. Апофеоз житейской хитрости - роль Домны Платоновны в «Петербургских обстоятельствах» (по мотивам повести Н. Лескова «Воитель ница»). Как изощрённо третирует опытная столичная ростовщица бедную мо лодую женщину, загнанную нуждой в угол. Побоку нравственность, когда вы годой пахнет! В артистической палитре Конториной и впрямь много красок. Но то, что ей всегда удаётся передать виртуозно, - это человеческое двуличие. Актриса мастерски разоблачает ханжей и эгоисток! Такова Гурмыжская в «Лесе» Островского. Маргарита Васильевна играет её с нескрываемым удо вольствием. Она как будто купается в предложенных драматургом обстоя тельствах. Её героиня первоначально подкупает, казалось бы, искренней рас терянностью перед трудностями, посылаемыми судьбой. Одинокой старею щей помещице поначалу хочется посочувствовать, протянуть руку помощи. Но чем далее, тем более становится ясно, что перед нами «волк в овечьей шкуре» - чёрствая душою особа, ничего и никого дальше собственного носа не видящая. Диапазон видения актрисой героини чрезвычайно широк: Гур мыжская бессовестно хватает всё, что ей выгодно, не отказывает себе ни в ка ких житейских удовольствиях, грубо распоряжается чужими судьбами, умело играет на неопытности молодых людей. И ... заслуженно садится в лужу! Всё оборачивается против неё, ей выносят строгий нравственный приговор. Роб кая воспитанница обретает свободу от назойливой теткиной опеки. А соблаз нённый ею подленький Алексей в итоге берёт верх над своей супругой. Гурмыжская выбита из привычной жизненной колеи. Над ней потеша ются! «И поделом! - выносит приговор уже сама актриса. - Нельзя же быть такой, извините, ограниченной дурой! Думать, что в тебе одной весь мир со средоточен!» Актриса умеет посмеяться над своими персонажами. Не щадит и саму себя. Самокритична. Знает свои сильные и слабые стороны. Постоянно со мневается в правильности трактовки роли, не устаёт советоваться с режиссё ром. Жадно ловит оценку критики. Но критиковать Маргариту Васильевну, право, не хочется. Ею хочется восхищаться. Набираться у неё ума-разума. Не случайно молодые артисты ТСФ часто приходят к ней за советом. Народная артистка щедро дарит своё внимание коллегам по сцене. Лю бит рассказывать свою «творческую биографию». Она у неё богатая! Судите сами. Родилась в блокадном Ленинграде. С малых лет мечтала о сцене. Лихо изображала старух! Родители запрещали девочке даже думать о сцене. Шла 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz