Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

опущенные уголки рта. На лице не промелькнёт улыбка! Эдакая финская Ка­ баниха. Или Васса Железнова. Пылкий роман женатого сына с ветреной учительницей поражает Хо­ зяйку в самое сердце. Но она не сдаёт своих позиций. Борется, отстаивая то, что ей представляется незыблемым, правильным, принципиальным. Надо ли говорить о том, как актуально прозвучало флотское «Каменное гнездо» в по­ литизированные девяностые годы, когда на глазах у людей менялся весь при­ вычный с рождения уклад жизни. Как трудно старшее поколение уступало свои позиции людям молодым, по духу более раскованным и раскрепощён­ ным. Маргарита Конторина играла личную трагедию матери, но игра эта бы­ ла, безусловно, созвучна переживаемому людьми времени больших социаль­ ных перемен. А уж те зрители, которые соотносили семейные сцены в Нискавуори с бурями под своей родной крышей, напереживались и наплакались вдоволь! Особым успехом пользовалась сцена объяснения Хозяйки с разлучницей- учительницей. На стороне влюблённой женщины - искренность чувств, мать же сильна опытом подневольной жизни в семейном «каменном гнезде». Зритель уходил со спектакля взволнованным, но теряющимся в оценке увиденного. Вырвавшиеся из провинциального заточения влюблённые вызы­ вали симпатию и сочувствие. За них нельзя было не порадоваться. Но не за­ быть и потерпевшую поражение героиню Конториной. Верность принципам семьи обернулась для неё болью одиночества. Какими мыслями и чувствами наполнена материнская душа? Окаменела ли окончательно? Пробудилась ли к новому? «Каменное гнездо» до сих пор остаётся непревзойдённой вершиной для всей труппы театра Северного флота. Планируется возродить спектакль. Впервые увидев Маргариту Конторину в трагической роли, я, признать­ ся, не ожидала от неё проявления бурного комедийного темперамента. Но вскоре сполна убедилась в его органичности! Блистательная Виолетта Десиль в «Полицейской комедии» Р. Ламуре, озорная Лиза в гуркинекой «Прибай­ кальской кадрили», задушевная Бабка в «Семейном портрете» С. Лобозёро- ва... Наконец, потерявшая последний разум, волею обстоятельств попавшая «из грязи в князи» Живка в «Госпоже министерше» Б. Нушича. Всё это харак­ терные роли, сыгранные актрисой искромётно и очень смешно! В комедиях Конторина преображается мгновенно. Сколько, оказывается, у актрисы в за­ пасе всяких хитроумных приспособлений! Не счесть её улыбок: то кокетли­ вых и лукавых, то простодушно-наивных, то светски-приторных и манер­ ных... Как точен жест! Кажется, одним движением пухленькой кисти Конто­ рина может и соблазнить неопытного кавалера, и вынести строгий приговор, и, извините, заткнуть кое-кому рот, и проявить самое щедрое душевное рас­ положение. Огромное значение актриса придаёт костюму. Для её героинь шьют обычно несколько платьев. Актриса любит поражать воображение пуб­ лики нарядами. Умеет носить широкополые шляпы и вязаные беретики, сол­ датские пилотки и старушечьи платочки. Ей к лицу деревенские телогрейки и 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz