Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Может быть, именно эти две грани агафоновского дарования - мело­ драматизм и комичность —по-настоящему слились и дополнили друг друга в спектакле «Корсиканка» (по комедии чешского драматурга Ирки Губача). Пьеса сегодня широко известна. Ее с успехом играют в столице и провинции. Оригинальность мурманской постановки, пожалуй, в том, что режиссер, на­ родный артист России Юзеф Фекета сознательно драматизировал ирониче­ скую коллизию пьесы. Историю сосланного на далекий остров Наполеона, морально спасенного простой женщиной-кухаркой, заслуженные артисты России Александр Агафонов и Наталья Долгалева играют не как пикантную французскую комедию, а прямо-таки как «нашенскую» русскую драму любви, преданности, самопожертвования. Наполеон - Агафонов искренен в своем отчаянии. Он предан, покинут, оставлен всеми... И вдруг - на склоне опаль­ ных лет - жизнь его самым волшебным образом обретает смысл, в нее входит сама любовь. Жозефина Понтеу, простая кухарка, прибывшая к Императору «выколачивать» пенсию за убитого на войне мужа, неожиданно для самой се­ бя становится его ангелом-хранителем, возвращает гению Французской рево­ люции уверенность в своих силах. Вместе они преодолели немало невзгод. И хотя «злые люди» добились изгнания смелой женщины с острова, чувства Наполеона и Жозефины оказались сильнее мрачных обстоятельств. Замечате­ лен финал постановки: на пороге неказистого дома - тюрьмы стоят двое лю­ дей в одинаковых «наполеоновских» треуголках. Фигура ссыльного импера­ тора снова величественна, его друга Жозефины - хрупка и трогательна. Они смотрят в далекую морскую даль в ожидании... смерти? Чуда? Перемены судьбы? Все небо празднично расцвечено! То ли триумфальным салютом, то ли падающими звездами. Романтический мир торжества, любви и покоя. Так и хочется процитировать пушкинское: «На свете счастья нет. Но есть покой и воля...» Именно это стихотворение как самое свое заветное читает при нашей встрече Александр Васильевич. И окончательно «раскололся», раскрываясь в интервью как задушевный лирик: «Пушкина люблю очень. Много его читал в концертах, в юбилейном пушкинском спектакле... Просто для себя. И знаете! Однажды подарил предназначенный для “дамы сердца” огромный букет цве­ тов... ему, Пушкину. Она не пришла на свидание. Я загрустил. А цветы - ко­ му? Отнес к памятнику у Русского музея. Произнес в душе какие-то важные слова благодарности великому русскому поэту». Он вообще очень деликатный в общении и благодарный людям и судьбе человек. Часто является адвокатом своих персонажей, в чем-то заблудших и заблудившихся. Помню, какое сильное впечатление производил его Брик в трагедии Т. Уильямса «Кошка на раскаленной крыше». Режиссер Ю. Фекета целомудренно снял «голубой» акцент в сюжете постановки. Объяснил напря­ женные отношения Брика с женой и другими домочадцами излишним при­ страстием к алкоголю, душевной мягкостью, утонченностью его артистиче­ ской натуры. Агафонов играл слабого, несчастного, но чем-то удивительно привлекательного, живущего в «скорлупе своих идеалов» человека. Его Брик - Обязательный 17| областной экземпляр ГУК Мурманска» государственная областная умш^врсальмая научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz