Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

любви жены - крошки Мегги, которая в исполнении Н. Долгалевой отнюдь не пронизанная с головы до пят цинизмом извращенка, а, напротив, чистая и искренняя в самой глубине своей души, вопреки разочарованию в супруге мечтающая о ребенке женщина. Юзеф Фекета - приверженец гуманизма в искусстве. И потому, видимо, настойчив в утверждении позитивных нравственных начал. Порой он созна­ тельно облагораживает позицию автора пьесы, не принимая в расчет ее пес­ симистического звучания. Так, арбузовские «Жестокие игры» у драматурга именно жестокие, они знаменуют собой некий опасный слом во взглядах на современность самого Арбузова. Фекета же вопреки сложившейся в Москве и Петербурге традиции (Товстоногов, Эфрос) ставит пьесу (под названием «Я перестал любить») о том, что «перестать любить», оказывается, невозможно. И виноватые перед своими детьми родители у Фекеты хотя бы в подтексте действия прорываются-таки к сердцам обиженных чад; неудачно влюблен­ ные, теряя права на собственное счастье, утешаются сочувствием счастью чужому... И во всем ощутима атмосфера первых комедий Алексея Арбузова - предчувствие новогоднего чуда... Суровый в своем режиссерском диктате, внешне неуступчивый Фекета многое и многих жалеет в своих постановках. Его позиция по отношению к героям чаще всего сочувственная. Источником поступков персонажей (как благородных, так и преступных) Юзеф Васильевич видит Любовь. Она для него, как и слово Автор, всегда звучит и пишется с большой буквы. На каж­ дой репетиции, при каждом удобном случае худрук твердит как самое боль­ шое заклинание: «И не забывайте, будьте добры, что мы играем этот спек­ такль про Л-ю-б-о-в-ь!» «Как, и э т о т про любовь? Он же, вроде, про нена­ висть. Стриндберг-то... ведь... того...», —пробуют возражать исполнители. «В искусстве не бывает не про Любовь. Вы вчитайтесь-ка в автора повнима­ тельнее», - советует постановщик Так в искусстве. В театре. Своего рода в зазеркалье. А как в жизни? Ес­ ть ли в судьбе и повседневности Юзефа Фекеты нечто особенное? Может быть, «жареные факты» какие-нибудь, до которых так охоча нынче желтова­ тая пресса? Честно говоря, ничего особенного. Не пьет, не курит... Для бо­ гемной театральной среды такое поведение даже нетипично. Но Фекета не любит «богемщины» и не стремится влиться в ее мутноватые круги. Богат? Как знать... Но на работу и с работы разъезжает... в перепол­ ненном автобусе. Женат? Женат. Как и положено главному режиссеру, на та­ лантливой и красивой актрисе. Наталье Долгалевой. Женился сравнительно поздно. Под сорок. Влюбился в ее... актерский дар. И голос. Да так, что даже забыл данную себе в юности клятву: не брать в жены актрис и «женщин с ре­ бенком». В Наталье совпало и то, и другое! Брак счастливый. Двое дочерей... Одна математик, другая будущий музыкант. Супруги понимают друг друга на расстоянии - телепатическая связь! Даже в мелочах. Так, например, Долгале- ва транслирует Фекете, какие продукты купить в магазине по дороге домой. Майонез! Масло сливочное! Чай индийский! Срабатывает четко. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz