Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

теты Юзеф Васильевич. - Это не значит, что в нем все придумано Мной - ав­ тором спектакля! В таком театре просто бережно относятся к тому, кто пьесу написал. Очень важна добротная литературная основа Заметьте, я никогда не уродую авторский текст, не переписываю сюжет ради своей режиссерской концепции. Беру пьесу, как правило, без особых сокращений и полностью до­ веряю авторскому тексту. Чтение - мое любимейшее времяпрепровождение. С детства повсюду таскаю за собой книжки. А пьесу, если беру ее к поста­ новке, перечитываю десятки раз! А как же иначе?» Можно, конечно, и иначе относиться к литературному первоисточнику. Есть известнейшие режиссеры, которые ставят Шекспира или Мольера как сновидение или эротическое наваждение, где все произвольно переплетено, часто извращено, вывернуто наизнанку. И это по-своему завораживает и бу­ дит творческое воображение пресыщенного прописными классическими ис­ тинами зала. Манера же Фекеты, как уже говорилось об этом, иная. Ему мало интересны теории и концепции. Спектакль, по его мнению, не шарада, не на­ бор шокирующих метафор. Все должно быть предельно ясно и доступно каж­ дому зрителю! Узнаваемость творческой манеры главного режиссера театра Северного флота складывается не из субъективного моделирования на подмостках на­ шей с вами современности, а из повышенного внимания к страданию отдель­ ной человеческой личности и ко всем «страстям человеческим». Вслед за своим учителем Андреем Гончаровым Юзеф Фекета не устает повторять, что главная новость в искусстве - это Человек! В его спектаклях на первый план выходят персонажи, одержимые сильными и противоречивыми чувствами. Фекета имеет слух на боль души. Он искренне желает помочь несчастным людям обрести опору в житейском море бед и разочарований. Постановщик серьезен, когда речь идет о судьбах людей. В нем нет модной сегодня иронии по отношению к наивности первых чувств, душевной исповедальности, под­ ведению жизненных итогов... ...Но, будучи предельно внимательным к психологии, Фекета часто на­ меренно обходит те тупики, в которые попадает не столько сама душа, сколь­ ко сознание или даже подсознание героев избранных им «историй». Даже бе­ рясь за европейскую или американскую классику (Уильямс, Стриндберг, Иб­ сен и т.п.) режиссер самонадеянно игнорирует патологическую, то есть сугу­ бо болезненную, объяснимую дурной наследственностью сферу человеческих отношений. Он не мастер в духе, допустим, Бергмана препарировать психи­ ческие изъяны. Так, Фекета не выстраивает драму жизни героев пьесы Уиль­ ямса «Кошка на раскаленной крыше» как какую-нибудь замысловатую драму «голубого» порока страдающего «эдиповым комплексом» инфантильного идеалиста-алкоголика Брика. Постановщик снимает двусмысленность с его интимных отношений с друзьями, отцом и женой. Актер Александр Агафо­ нов под руководством Фекеты убедительно играет то, что актуальнее для большинства современных зрителей: бутылка затмевает главную, настоящую жизнь героя. Красавчик и умница Брик не замечает направленной на него 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz