Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

что в какой-то момент уже перестаёшь испытывать обиду за светлый его ге­ ний. Обидно лишь, что время потрачено зря. Знаю, некоторые московские критики, весьма уважаемые люди, попы­ тались увидеть в эксперименте Михаила Крылова трепетность и пылкость. Они считают даже, что Пушкин в итоге восторжествовал, в спектакле зазве­ нела настоящая нота любви и человеческого страдания. Я, признаюсь, не рас­ слышала этот звук. Ведь там, где пошлость нашла себе приют, ничего путного и творчески зрелого уже не возникнет. После более или менее пристойного, но при этом и по-пустому пафос­ ного чтения Крыловым «Письма Онегина» (здесь критики усматривают «про­ рыв») на сцену примадонной выскакивает обновлённая Татьяна в малиновом (!) платье с огромным вырезом на бедре. Кокетничая напрополую с ошара­ шенным её «прикидом» Онегиным, она вспоминает «про моложе и лучше»... Потом свет загадочно меркнет. Зажигается свеча, багровеет платье. Онегин Раскольниковым глядит в зрительный зал. Кривится в «демонизме» его роко­ вая душа (А. Кочубей). Достоевским пахнуло? И думать не берусь. Пустое. Не стоит труда выискивать смысл там, где его нет. Но кого же так напоминает Онегин-Крылов? Ах да, «с Пушкиным на дружеской ноге...» Разумеется, Хлестакова... Со спектаклем «Зима» (режиссёр В. Шамиров) несколько иная история. У этой постановки такие же, как у «Игры в жмурки» А. Житинкина, непро­ стые отношения со зрителем. Фантастически переполненный в дни показа премьеры зал Мурманской облдрамы отнёсся к увиденному настороженно. В начале все (и я в том числе, сидя на самой верхней галёрке среди самой рядо­ вой публики) ждали события - яркого, необычного. Имя драматурга Е. Гришковца заставляло надеяться на новый взгляд, свежий поворот мысли. Гришюэвец —открытие Москвы в этом сезоне. Он лауреат двух «Золотых масок», «Антибункера». Что скажет писатель после известных в нашей драматургии имён - Вампилова, Володина, Петрушев- ской?.. Будет ли созвучен, скажем, прозе Пелевина, Сорокина, Ерофеева? Актёры, занятые в постановке (В. Гаркалин, А. Панин, Л. Артемьева), любимы зрителями. От них, особенно от Валерия Гаркалина, ждали какой-то суперигры, откровения. Декорации Павла Каплевича были в предварительных сообщениях разрекламированы с особой тщательностью: самый модный в столице художник! Было чего ожидать мурманчанам. И что же? Я невольно сравнивала «Игру в жмурки» и «Зиму». Сюжеты чем-то по­ хожи —так же разговаривают «от нечего делать» друзья. На сей раз - нор­ мальным языком, по Ожегову. Лишь разок, словно хулиганистые школяры, скажут «блин» - и всё. А темы беседы располагают, между прочим, и уж со­ всем к светскому тону - об удовольствиях (куреве, например), смысле жизни (типа «бедный Йорик»), первой любви, детстве, классической литературе, на­ конец (обсуждаются достоинства гоголевского «Тараса Бульбы»)... Эх, поговорить бы обо всём этом по-людски, в нормальной обстановке! Но ситуация, в которую попали эти двое, экстремальная. Зимой, в новогод­ 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz