Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

что и американские, и русские театры по-разному трактуют историю несосто- явшегося сватовства Лауры. Где-то делают акцент на благородстве чуть не влюбившегося в хромоножку по-настоящему Джима (Малый драматический театр, СПб). Где-то произошедшее смертельно ранит душу хромоножки: раз­ биты и зверинец, и реальная мечта о счастье (БДТ им. Товстоногова, СПб)... В спектакле, Генриэтты Яновской (театр Ленсовета, СПб), помнится, более всего страдал от всего этого фарса Том - нежно, больше чем по-братски, лю­ бящий свою неординарную сестру. На образе матери театры акцентируют внимание не так уж часто. Трак­ товка Мурманской облдрамы стала в данном случае исключением. В ней главный сюжетный удар приняла на себя именно Аманда! И Алла Журавлева прекрасно справилась с возложенной на нее задачей. Спектакль получился в большей степени о безутешном страдании властной матери, ко­ торая сама не понимает ни своей роли, ни своей вины в том, что мир ее дома разрушается на ее глазах. Забота оборачивается насилием. Опека - тюрьмой! Тщательно продуманный матерью (обед, свечи, шикарное платье из прошло­ го!) трагифарс сватовства полностью проваливается! Джим оказался не тем, на кого можно было бы рассчитывать! Кто виноват в происшедшем? «Я играю Аманду как натуру очень противоречивую, - признается А.И. Журавлева. - В ней много всего! И собственный эгоизм. И незаурядная жизненная энергия! Она же настоящий “вечный двигатель” ! И, конечно же, любовь к детям. Они главное в ее жизни... Аманда заботится о них до абсур­ да! Мы всегда дорожим реакцией зала, когда публика начинает смеяться над чрезмерными придирками Аманды к Тому: прожуй пищу, не горбись, повяжи шарф! Посреди истерики она может сделать точное и сухое замечание своему “ребенку”. Аманда деспотична! Ее раздражает то, что дети все время норовят поступить против ее воли. Между ней и сыном возникает бездна непонима­ ния! Почему? Ведь она вроде бы желает ему добра. О Лауре и говорить не приходится. Мать и дочь — слишком разные люди. Разные ЖЕНЩИНЫ! Аманда хочет привить дочери свои вкусы, свои взгляды... Из этого ничего путного не выходит. Мир разрушается!» На зрительских конференциях публика прежде всего обращает внима­ ние на роль матери, признавая в игре Аллы Журавлевой властность, энергич­ ность, категоричность, приводящую к разрыву семейных отношений. Многие, как в зеркале, видят в «Зверинце» отражение своих домашних проблем. Роль Лауры в мурманской постановке уходит как бы на второй план. Сначала это смущает. Потом понимаешь, что дочь в исполнении Натальи Волковой во многом «вещь в себе». Она живет в своем «стеклянном» уголке и не спешит выйти из него в большой и якобы разнообразный мир. Похоже даже, что вся история с Джимом для нее только дань вежливости. Так хочет мама! Сама же Лаура прекрасно обойдется без навязанного жениха. Тем бо­ лее что Джим (Гронский) принадлежит другой и не скрывает своего счастья! Дуэт Джим (Гронский) - Лаура (Волкова), в свете традиции постановки пьесы в России, пожалуй, можно назвать оригинальным. В нем нет ожидае­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz