Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
что и американские, и русские театры по-разному трактуют историю несосто- явшегося сватовства Лауры. Где-то делают акцент на благородстве чуть не влюбившегося в хромоножку по-настоящему Джима (Малый драматический театр, СПб). Где-то произошедшее смертельно ранит душу хромоножки: раз биты и зверинец, и реальная мечта о счастье (БДТ им. Товстоногова, СПб)... В спектакле, Генриэтты Яновской (театр Ленсовета, СПб), помнится, более всего страдал от всего этого фарса Том - нежно, больше чем по-братски, лю бящий свою неординарную сестру. На образе матери театры акцентируют внимание не так уж часто. Трак товка Мурманской облдрамы стала в данном случае исключением. В ней главный сюжетный удар приняла на себя именно Аманда! И Алла Журавлева прекрасно справилась с возложенной на нее задачей. Спектакль получился в большей степени о безутешном страдании властной матери, ко торая сама не понимает ни своей роли, ни своей вины в том, что мир ее дома разрушается на ее глазах. Забота оборачивается насилием. Опека - тюрьмой! Тщательно продуманный матерью (обед, свечи, шикарное платье из прошло го!) трагифарс сватовства полностью проваливается! Джим оказался не тем, на кого можно было бы рассчитывать! Кто виноват в происшедшем? «Я играю Аманду как натуру очень противоречивую, - признается А.И. Журавлева. - В ней много всего! И собственный эгоизм. И незаурядная жизненная энергия! Она же настоящий “вечный двигатель” ! И, конечно же, любовь к детям. Они главное в ее жизни... Аманда заботится о них до абсур да! Мы всегда дорожим реакцией зала, когда публика начинает смеяться над чрезмерными придирками Аманды к Тому: прожуй пищу, не горбись, повяжи шарф! Посреди истерики она может сделать точное и сухое замечание своему “ребенку”. Аманда деспотична! Ее раздражает то, что дети все время норовят поступить против ее воли. Между ней и сыном возникает бездна непонима ния! Почему? Ведь она вроде бы желает ему добра. О Лауре и говорить не приходится. Мать и дочь — слишком разные люди. Разные ЖЕНЩИНЫ! Аманда хочет привить дочери свои вкусы, свои взгляды... Из этого ничего путного не выходит. Мир разрушается!» На зрительских конференциях публика прежде всего обращает внима ние на роль матери, признавая в игре Аллы Журавлевой властность, энергич ность, категоричность, приводящую к разрыву семейных отношений. Многие, как в зеркале, видят в «Зверинце» отражение своих домашних проблем. Роль Лауры в мурманской постановке уходит как бы на второй план. Сначала это смущает. Потом понимаешь, что дочь в исполнении Натальи Волковой во многом «вещь в себе». Она живет в своем «стеклянном» уголке и не спешит выйти из него в большой и якобы разнообразный мир. Похоже даже, что вся история с Джимом для нее только дань вежливости. Так хочет мама! Сама же Лаура прекрасно обойдется без навязанного жениха. Тем бо лее что Джим (Гронский) принадлежит другой и не скрывает своего счастья! Дуэт Джим (Гронский) - Лаура (Волкова), в свете традиции постановки пьесы в России, пожалуй, можно назвать оригинальным. В нем нет ожидае 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz