Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

сохранена изрядная доля чисто русского романтизма. Даже наивности. Джози и Тайрон на протяжении всей «лунной истории» выглядят вполне целомуд­ ренно - братом и сестрой. Кажется, у них нет серьезных причин для разрыва. Разумнее и дальше искать и находить друг в друге чисто дружескую под­ держку. Мурманскому спектаклю, на мой взгляд, не хватает ярко выраженного трагизма в финале. Он мелодраматичен. Смазан. Не до конца психологически прояснен для публики. Как интерпретируют историю создатели «Луны»? Режиссер Н. Ковалев лукаво предоставляет «самому зрителю во всем этом разобраться». Артист Алексей Шулин настроен на то, чтобы ввергнуть своего героя в пучину вновь нахлынувшего пессимизма: «Ни прежних лет, ни здоровья - не вернешь! Жизнь проиграна! Но в ней была минуточка искренней, высокой - чисто ду­ ховной! - любви... Она не спасла героя окончательно. Чуда преображения жизни и судьбы, увы, не произошло. Но... память осталась. Особенно у Джо­ зи. Ей легче будет жить дальше. У нее все еще может сложиться в судьбе удачно. Но... уже без Тайрона». Итак, героям дарована ночь душевной близости. Этого ль мало? В сложном раздерганном мире американского драматурга Юджина О’Нила та­ кой «минуточки» для оправдания жизни человека - более чем достаточно. Думается, драматург близок к традициям русского гения Ф.М. Достоевского. Именно у этого писателя исповеди героев, как правило, значат слишком мно­ го, хотя и длятся порой несколько коротких ночных мгновений (достаточно вспомнить Раскольникова и Соню в «Преступлении и наказании», Парадок­ салиста в «Записках из подполья», судьбы Ставрогина, Подростка, Мити Ка­ рамазова). Юджин О ’Нил писал свои пьесы в трудные для Америки 40-е годы, ко­ гда остро обнаружилось расхождение внутреннего и внешнего в судьбах лю­ дей. Деньги не сделали некоторых американцев счастливыми. Люди продол­ жали искать смысл своей жизни в чем-то более существенном, душевно при­ влекательном, значимом. Театр лишний раз напоминал соотечественникам, что назначение человеческой судьбы - в любви. Причем любви не только и не столько плотской, сколько возвышенной, силой духа побеждающей низмен­ ность инстинктов и скуку уродливой повседневности. Не с подобными ли проблемами встречаемся мы в сегодняшней России, где переплелось истинное и ложное, наносное и сокровенное... Мечта и ре­ альность. О призрачной надежде и реальном разочаровании поставлен в Мурман­ ском драматическом театре спектакль по пьесе известнейшего американского драматурга Т. Уильямса «Стеклянный зверинец». Постановка осуществлена два сезона назад питерским режиссером Ла­ рисой Погосьян как юбилейный бенефис народной артистки России Аллы Журавлевой. Она играет в «Стеклянном зверинце» Аманду - без меры забот­ ливую и вместе с тем деспотичную мать, в одиночку поднявшую двух уже 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz