Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

ся, выйти из игры победительницей в собственных глазах. Пьеса Разумов­ ской, что и говорить, сложна, написана как идеологическая дискуссия двух перестающих слышать себя поколений. Спектакль Сергиенко привлекает прежде всего тем, что в нем заняты молодые, совершенно незнакомые северянам артисты - выпускники россий­ ских театральных училищ. Центральная роль поручена заслуженной артистке России Ольге Цыпляковой. Смотреть интересно. Ребята азартны, честны в выполнении поставленных перед ними исполнительских задач. Компания старшеклассников методично и изощренно издевается над учительницей, но при этом разоблачается сама. Друг за другом мучители новоявленной Анти­ гоны исповедуются: кто в несчастном детстве, кто в интеллектуальных тупи­ ках, кто в сердечной смуте... По ходу спектакля у зрителей возникают разные мысли и переживания. От презрения к сочувствию. И наоборот. Меня, например, не покидало ощу­ щение того, что пьеса Разумовской сегодня даже более актуальна, чем во времена своего написания. Мы стали мудрее на целую перестроечную эпоху. Жизнь изменилась принципиально. И сегодня идеалы Елены Сергеевны еще более уязвимы, чем тогда. По сути, она права только со своей колокольни, ее нравственные принципы подверглись суровому переосмыслению временем. Было бы важно расслышать позицию театра в разрешении спора между Еленой Сергеевной и ее хамоватыми питомцами. Но режиссер Сергиенко, как водится, уходит от прямого ответа. Финал спектакля более чем открыт. Про­ спавшая добрую половину второго акта Елена Сергеевна (она посреди скан­ дала засыпает в уютном кресле, прямо скажем, мертвецки - что психологиче­ ски мало убедительно) пробуждается на деликатный звонок в прихожей. Все происшедшее накануне кажется сном. Квартира прибрана. Учеников и в по­ мине нет! Тех - прежних, циничных экспериментаторов, подхалимов, лже­ цов... На пороге дома - новая четверка старшеклассников. С цветами, шам­ панским, конфетами. Они пришли поздравить Елену Сергеевну с днем рож­ дения. Все опять повториться сначала? Или пережитый «кошмарный сон» обернулся перерождением наивной учительницы? Она закроет перед ними дверь? Найдет общий язык? Оставит свою профессию? Вопросы - к зрителю? Или все-таки к театру? Если быть честной, то к ТЕАТРУ у меня (да и у большинства думаю­ щих зрителей) сегодня очень много вопросов. К театру как таковому. К теат­ ру как искусству. Но я эти вопросы не задам. Пока. Почему? Чего боюсь? Да все того же мифа об Орфее и Эвридике, чуть переиначенного в пьесе Ануя. Орфей ведь не должен был смотреть своей возлюбленной в глаза. И только так он мог вывести ее из ада на волю. Он посмотрел. Ему нестерпимо хоте­ лось прочитать в глазах любимой всю правду о ее жизни. Какой бы она не была! Орфей расплатился за это вечной разлукой. Я не хотела бы пристально вглядываться современному театру в глаза, требовать от него правды и достоверности. Я просто люблю театр. И хочу, чтоб он жил. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz