Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
тику почти не ходит. А мне казалось важным поговорить с молодыми зрите лями о той смертной цене, которую люди платят за настоящую любовь, за та лант. Но залы полупустые. Что ж ... Значит мы “чужие на этом празднике жизни”. Следующий спектакль я обязательно поставлю о современности “как она есть”. Все будет правильно! Весело. Надеюсь... А “Орфей” он, знаете ли, о вечном». Да, спектакль у Никиты Ковалева получился не из «простеньких», и по тому, видимо, не из самых доступных широкому зрителю. К нему надо при смотреться! В диалоги и монологи загадочных полумистических персонажей - вслушаться! Не скрою, сама всматривалась и вслушивалась в мурманского «Орфея» трижды. Сравнивала разные исполнительские составы. Искала ра циональное постановочное «зерно». Пыталась вникнуть в суть увиденного и услышанного со сцены. Молодые люди - скрипач Орфей (А. Воронин, В. Морев) и актриса Эв- ридика (А. Будовская, О. Трум) встретились в сутолоке провинциального во кзального буфета. Разговорились. С первых же тактов беседы, казалось бы, поняли и полюбили друг друга. Больше самой жизни! Все замечательно!? И - навсегда? Увы. За ними исподтишка наблюдает странный господин Анри (А. Худяков, Н. Поземина), им навязывают свою философию взрослые... Ге роев мучают бывшие в их земной биографии люди, людишки, призраки. На конец, сама Смерть разлучает влюбленных. Однако высшие силы разрешают Орфею вернуть погибшую в аварии Эвридику в мир. Но он не должен смот реть ей в глаза. А как не смотреть, если юноша страстно жаждет узнать всю правду о ее прошлом? А правда эта —пошлость и ... ложь. Пьеса Жана Ануя иносказательна, многослойна. Она и мистическая, и сугубо бытовая. Какой слой обитания окажется наиболее привлекательным для молодежной команды МДТ? Завораживают придуманные питерским художником Андреем Прони ным декорации. Перед нашим взором открываются какие-то бездонные бы тийные пространства. В них ведут и винтовая, уходящая под сумрачные небе са Лестница, и постоянно хлопающие - эффектно разлетающиеся на «вход» и на «выход» - стеклянные двери. Сценография, предложенная Прониным, уже сама по себе произведение искусства. Прочитывается метафора - незримая (прозрачная) грань между тем и этим светом, присутствие некой тайны в су толоке обычного вокзала. До таких декораций мурманским исполнителям на до бы еще душевно и духовно дорасти! Вот почему так не хочется, чтобы но вый спектакль перестал жить. Ему просто необходимо набрать должную ху дожественную высоту. И тогда он вполне может стать неким лирическим ре жиссерским (и актерским) откровением о Жизни и Смерти, о Любви, Искус стве, Вечности... Причем заглавные буквы здесь более чем уместны. Никита Ковалев, на мой взгляд, вышел на романтически декадентскую метафизиче скую стезю. И это по-своему интересно, перспективно. В этом сезоне побит рекорд по «разговорам о любви». Так и хочется сопроводить обзор цитатой из известного жестокого романса: «А наша жизнь 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz