Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
...В конце пути Пер Гюнт вполне «собой доволен»: знаменит и богат Исполнились эгоистические мечты о всемирной славе. Так-то оно так... Но в родной долине о нем живет дурная память. И только одно сердце не забыло гордеца и пустослова: сердце ослепшей в ожидании возвращения Жениха верной Сольвейг (арт. О. Анпилова). Пер Гюнт спасен от гибели чарами ее беззаветной Любви. Фекета поставил эстетически усложненного Ибсена как вполне про зрачную по смыслу драму нравственного падения человека. Постановщик, впрочем, отдал должное романтизму и даже мистицизму поэмы. Третье дей ствие по стилю значительно отличается от двух первых. В нем появляются загадочно-инфернальные фигуры Пуговичника (Н. Новодворский) и Черта с сачком (Ю. Сергиенко). Разговор о смысле жизни и смерти приобретает ме тафизический характер. Так обозначается театром неохватный объем содер жания самой пьесы. В ней ведь слишком многое имеет место. Здесь житей ское переплетено с высоко поэтическим. Повторюсь, я приняла постановку театра КСФ и считаю ее вершинным проявлением режиссуры Ю.В. Фекеты. По крайней мере, ее мурманского периода. Но не все видевшие спектакль соглашались и соглашаются с подобной оценкой. Кто-то из мурманских театроведов считает, что «Пер Гюнт» не от вечает традиционной эстетике флотского театра. И потому это скорее неуда ча, чем триумф постановщика Дескать, и длинно, и эклектично, и дидактич н о ... Сколько людей, столько мнений? А как же иначе?.. Разные суждения в публике вызвали и другие недавние премьеры теат ра Северного» флота. Это и распадающийся на две отдельные истории про враждующих между собой королев трагифарс «Ваша сестра и пленница». И мало приглянувшиеся из-за излишнего бытовизма мне, но кого-то заинтриго вавшие не хуже мексиканских телесериалов и лишний раз убедившие нас в коварстве женской натуры «Петербургские обстоятельства». И вызвавший восторг от игры Виктора Васильева но драматургически явно не состоятель ный «Месье “Пахан”». Есть те, кто откровенно благодарен театру за «рождественскую сказку» птушкинского «Счастливого случая» (у автора напомню, пьеса называется «Пока она умирала»), а кого-то эти же новогодние, размягчающие душу мо тивы раздражают своим банальным прекраснодушием. Большинство публики радостно аплодирует легкому, но при этом и пустоватому мюзиклу «Госпожа министерша», а кто-то под эти аплодисменты только-только отходит от одо левающей его весь вечер скуки. Интеллектуалы довольны тем, что наконец-то от «развлекаловки» вернулись к серьезному - последняя премьера театра «Отец» Стриндберга а бодрые бизнесмены с удовольствием «отрываются» на комедии «Продается жена»... Можно ли сегодня сформулировать творческое кредо художественного руководителя труппы? Есть ли нечто общее во всех работах коллектива ве домого Фекетой от премьеры к премьере? Имеют ли в виду режиссер и арти сты вдумчивый диалог со зрителем? 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz