Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

...В конце пути Пер Гюнт вполне «собой доволен»: знаменит и богат Исполнились эгоистические мечты о всемирной славе. Так-то оно так... Но в родной долине о нем живет дурная память. И только одно сердце не забыло гордеца и пустослова: сердце ослепшей в ожидании возвращения Жениха верной Сольвейг (арт. О. Анпилова). Пер Гюнт спасен от гибели чарами ее беззаветной Любви. Фекета поставил эстетически усложненного Ибсена как вполне про­ зрачную по смыслу драму нравственного падения человека. Постановщик, впрочем, отдал должное романтизму и даже мистицизму поэмы. Третье дей­ ствие по стилю значительно отличается от двух первых. В нем появляются загадочно-инфернальные фигуры Пуговичника (Н. Новодворский) и Черта с сачком (Ю. Сергиенко). Разговор о смысле жизни и смерти приобретает ме­ тафизический характер. Так обозначается театром неохватный объем содер­ жания самой пьесы. В ней ведь слишком многое имеет место. Здесь житей­ ское переплетено с высоко поэтическим. Повторюсь, я приняла постановку театра КСФ и считаю ее вершинным проявлением режиссуры Ю.В. Фекеты. По крайней мере, ее мурманского периода. Но не все видевшие спектакль соглашались и соглашаются с подобной оценкой. Кто-то из мурманских театроведов считает, что «Пер Гюнт» не от­ вечает традиционной эстетике флотского театра. И потому это скорее неуда­ ча, чем триумф постановщика Дескать, и длинно, и эклектично, и дидактич­ н о ... Сколько людей, столько мнений? А как же иначе?.. Разные суждения в публике вызвали и другие недавние премьеры теат­ ра Северного» флота. Это и распадающийся на две отдельные истории про враждующих между собой королев трагифарс «Ваша сестра и пленница». И мало приглянувшиеся из-за излишнего бытовизма мне, но кого-то заинтриго­ вавшие не хуже мексиканских телесериалов и лишний раз убедившие нас в коварстве женской натуры «Петербургские обстоятельства». И вызвавший восторг от игры Виктора Васильева но драматургически явно не состоятель­ ный «Месье “Пахан”». Есть те, кто откровенно благодарен театру за «рождественскую сказку» птушкинского «Счастливого случая» (у автора напомню, пьеса называется «Пока она умирала»), а кого-то эти же новогодние, размягчающие душу мо­ тивы раздражают своим банальным прекраснодушием. Большинство публики радостно аплодирует легкому, но при этом и пустоватому мюзиклу «Госпожа министерша», а кто-то под эти аплодисменты только-только отходит от одо­ левающей его весь вечер скуки. Интеллектуалы довольны тем, что наконец-то от «развлекаловки» вернулись к серьезному - последняя премьера театра «Отец» Стриндберга а бодрые бизнесмены с удовольствием «отрываются» на комедии «Продается жена»... Можно ли сегодня сформулировать творческое кредо художественного руководителя труппы? Есть ли нечто общее во всех работах коллектива ве­ домого Фекетой от премьеры к премьере? Имеют ли в виду режиссер и арти­ сты вдумчивый диалог со зрителем? 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz