Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

А уж провинция в постановке, придуманной режиссером Юрием Сер­ гиенко и художником Раисой Чебатуриной, чувствуется, как говорится, с пер­ вого аккорда. Достаточно взглянуть на декорации. О ни -если честно-мало поражают воображение. Такое видится повсюду. Ведь Россия известна своей провинцией. Убогий, слабо освещенный тусклой лампочкой двор. Ветхие домишки. Мосточки. Скудная растительность. Во всей атмосфере-осенняя промозглость. Бесприютность. Само равнодушие. Люди - ау? Кто отзовется среди этой кромешной тьмы? По центру сце­ ны, усугубляя впечатление замкнутости, красуется огромная запертая дверь. Попробуй, достучись! По бокам сцены - скромный уют пригородных деревя­ шек: книжная полочка, потертая тахта, настольная лампа, стол да стул. Какие же драмы могут разыграться на таком пространстве? Что инте­ ресного в живущих в таком городском захолустье людях? О чем они мечтают? Чего опасаются? К чему стремятся? Александр Вампилов написал своего «Старшего сына» о том, что жизнь, какой бы нелепой и трудной она ни была, в итоге оказывается спра­ ведлива к людям. Рано или поздно происходит «свидание» с теми, кто стано­ вится нам по-настоящему дорог. Реальность исполнена парадоксов. Поверите ли вы в то, что случайно оказавшийся на пороге чужого дома молодой человек в считанные часы может стать для его обитателей «старшим сыном», «любимым братом»? Сказки, скажете? Мелодраматический бред? Нет, не совсем так. Мастеру драматургической интриги Вампилову удалось убедить читателей в возможности такого «обыкновенного чуда». Созвучным авторсквму замыслу стал известный телевизионный фильм И. Мельникова «Старший сын» (в нем замечательно играли Е. Леонов, Н. Караченцев, М. Боярский). Режиссеру флотского театра Юрию Сергиенко выпала нелегкая задача —самостоятельно прочесть известный публике сюжет. А он в двух словах вот о чем. Двое молодых людей - студент-медик Ни­ колай Бусыгин (Д. Пастер) и обаятельный шалопай Сильва (блестящая работа С. Сорогина), провожая в пригород девушек, опоздали на последнюю элек­ тричку. Как быть? На ночлег, разумеется, никто не пустит... Ведь правде ни­ кто не верит, чужим проблемам не сочувствуют. Надо либо разжалобить хо­ рошенько, либо соврать. Ложь приятелям удается. Да еще какая! Через счи­ танные минуты, волею обстоятельств Бусыгин оказывается в чужом доме Са- рафановых в качестве... старшего сына хозяина. На него как снег на голову сваливается «тяжеленькое» семейство: чудаковатый отец-кларнетист (В. Давы­ дов); без пяти минут невеста, сестра-красавица Нина (Л. Королева) и «мала­ хольный», влюбленный в одинокую старую деву Макарскую (О. Горлова) брат Васенька (роль убедительно сыграл Е. Потапчик). Не семейка - сумасшедший дом! Попытки к бегству не увенчались успехом. Псевдоотец проникся ис­ тинной симпатией к новоявленному сыночку. Сам Бусыгин нешуточно влю­ бился в свою якобы сестренку. Она, тоже явно симпатизируя «сумасшедшему родственнику», поссорилась со своим положительным женихом - летчиком 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz