Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
Эстетически неоднозначна (гремучая смесь глупости с хиростью) Глу мова в исполнении нар. арт. России М. Конториной. Виртуозен в эпизодиче ской роли некчемного светского болтуна О. Куртанидзе. Некими петербург скими фантомами из гоголевских времен смотрятся Н. Новодворский (генерал Крутицкий) и Мамаев (засл. арт. России В. Агафонов). Но отдельные удачи не спасают постановку в целом. Блестяще сыгран ные сцены соседствуют со смысловой невнятицей. Происходят нестыковки психологического толка. Ну никак нельзя поверить, например, в то, что опыт ная в амурных делах Мамаева (Горлова), всерьез увлекаясь бездарными «прыжками и ужимками» Глумова, поведет себя чуть ли не по-цирковому. Режиссерская воля велит ей с ногами забираться на шатающийся сто лик, пантерой метаться по комнате, картинно заламывать руки и закатывать глаза. К чему такой фарс? Сцена объяснения Глумова с тетушкой интересна именно тонким коварством. Как с той, так и с другой стороны. И жаль, что Алексею Макарову при всех его великолепных внешних данных приходится играть нелепого якобы влюбленного «идиота» вместо того, чтобы с «умом и тактом» расчетливо и цинично покорить сердце опытной «львицы». Наблю дать «готовый результат» подлости, согласитесь, мало интересно. Спектаклю нужна интрига! Однако при всех недочетах и шероховатостях постановка «На всякого мудреца довольно простоты», как и мольеровский «Тартюф», знаменует собой некий новый этап в режиссерской биографии народного артиста России Ю. Фекеты. Внимательному взгляду театралов очевидна его попытка «пере ломить» свою излюбленную постановочную манеру (либо красноречивый драматизм любовной коллизии, либо сатирическая заостренность характеров). Опытный режиссер ищет новые универсальные ходы и эффектные приемы воздействия зрелищем на публику. Верно улавливая нерв времени, театр Се верного флота предлагает и зрителям подумать над тем, какими ценностями следует дорожить, а какими искушениями следует и пренебречь. Если в спектакле «На каждого мудреца довольно простоты» аукнулось «Горе от ума», то «Свидания в предместье» оказались созвучны самому «Ко ролю Лиру». И не только потому, что пьесы Шекспира и Вампилова одновре менно закрывали в Мурманске театральный сезон. Есть в них общие мотивы: обездоленности человеческого сердца; унизительной зависимости стариков от детей; мучительного одиночества в мире равнодушия; спасительной силы творчества... Думается, такое родство заложено в самой драматургии. Александр Вампилов давно и по праву считается одним из самых талантливых драматур гов мирового уровня. Наряду с А.П. Чеховым, Н.В. Гоголем, Э. Олби, Т. Уиль ямсом... Не чужды рассказанным им историям и «шекспировские страсти», которыми всегда питалась русская душа, в какой бы провинциальной глубин ке ни проживал человек. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz