Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Эстетически неоднозначна (гремучая смесь глупости с хиростью) Глу­ мова в исполнении нар. арт. России М. Конториной. Виртуозен в эпизодиче­ ской роли некчемного светского болтуна О. Куртанидзе. Некими петербург­ скими фантомами из гоголевских времен смотрятся Н. Новодворский (генерал Крутицкий) и Мамаев (засл. арт. России В. Агафонов). Но отдельные удачи не спасают постановку в целом. Блестяще сыгран­ ные сцены соседствуют со смысловой невнятицей. Происходят нестыковки психологического толка. Ну никак нельзя поверить, например, в то, что опыт­ ная в амурных делах Мамаева (Горлова), всерьез увлекаясь бездарными «прыжками и ужимками» Глумова, поведет себя чуть ли не по-цирковому. Режиссерская воля велит ей с ногами забираться на шатающийся сто­ лик, пантерой метаться по комнате, картинно заламывать руки и закатывать глаза. К чему такой фарс? Сцена объяснения Глумова с тетушкой интересна именно тонким коварством. Как с той, так и с другой стороны. И жаль, что Алексею Макарову при всех его великолепных внешних данных приходится играть нелепого якобы влюбленного «идиота» вместо того, чтобы с «умом и тактом» расчетливо и цинично покорить сердце опытной «львицы». Наблю­ дать «готовый результат» подлости, согласитесь, мало интересно. Спектаклю нужна интрига! Однако при всех недочетах и шероховатостях постановка «На всякого мудреца довольно простоты», как и мольеровский «Тартюф», знаменует собой некий новый этап в режиссерской биографии народного артиста России Ю. Фекеты. Внимательному взгляду театралов очевидна его попытка «пере­ ломить» свою излюбленную постановочную манеру (либо красноречивый драматизм любовной коллизии, либо сатирическая заостренность характеров). Опытный режиссер ищет новые универсальные ходы и эффектные приемы воздействия зрелищем на публику. Верно улавливая нерв времени, театр Се­ верного флота предлагает и зрителям подумать над тем, какими ценностями следует дорожить, а какими искушениями следует и пренебречь. Если в спектакле «На каждого мудреца довольно простоты» аукнулось «Горе от ума», то «Свидания в предместье» оказались созвучны самому «Ко­ ролю Лиру». И не только потому, что пьесы Шекспира и Вампилова одновре­ менно закрывали в Мурманске театральный сезон. Есть в них общие мотивы: обездоленности человеческого сердца; унизительной зависимости стариков от детей; мучительного одиночества в мире равнодушия; спасительной силы творчества... Думается, такое родство заложено в самой драматургии. Александр Вампилов давно и по праву считается одним из самых талантливых драматур­ гов мирового уровня. Наряду с А.П. Чеховым, Н.В. Гоголем, Э. Олби, Т. Уиль­ ямсом... Не чужды рассказанным им историям и «шекспировские страсти», которыми всегда питалась русская душа, в какой бы провинциальной глубин­ ке ни проживал человек. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz