Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Это ли не удача? А Глумов и рад стараться! Он и маразматические доклады старику - легко! - пишет, и по тетушке томно вздыхает... А гонцов - извест­ ную в городе гадалку Манефу (К). Бублик, М. Бондарева) тем не менее к дру­ гой выгодной невесте посылает: пусть «высшие небесные силы» подтвердят дамскую интуицию насчет жениха. Все бы хорошо! Счастья невпроворот! Да вот «прокалывается» Егорушка на сущем пустяке! Разобиженная его подлой изменой Мамаева - Горлова случайно завладевает скандальным дневником и ... продает его шустрому газетному писаке (Е. Потапчик). Тот, недолго ду­ мая, в пух и прах губит репутацию завидной светской знаменитости. «Добро­ порядочные люди» в шоке от хамства облагодетельствованного фаворита! Сам же Глумов (во всяком случае, в интерпретации флотчан) не отчаивается. Весь «в белом», он на свой прежний обличительный манер произносит стра­ стный - а ля Чацкий! - монолог и страшно собой доволен. Да и общество на­ блюдает за метаморфозой не без удовольствия. Все-таки очень хорош собой! Перевоспитается еще! Мамаева сладострастно мечтает прибрать «мальчика» к своим соблазнительно обнаженным рукам. Так ли у самого Островского? Наверное, чуть социально сложнее, ду­ шевно тоньше. Юзеф Фекета, во многом пренебрегая психологическими ню­ ансами, пошел по пути сатирического разоблачения «времен и нравов». В свя­ зи с этим он и предлагает актеру Макарову почти гротесковую манеру игры. В одночасье преображенный персонаж Макарова соткан из всевозможных из­ лишеств. Он слишком низко кланяется покровителю, ужом трепетной влюб­ ленности извивается перед Клеопатрой Львовной; соловьем заливается, рас­ хваливая мнимые таланты престарелого Крутицкого. Зрителю фальшь Глумо­ ва (Макарова) видна и противна сразу. Почему же его жертвы столь близору­ ки? Или привыкли только к такой безмерности восхваления своих мнимых достоинств? И здесь, что называется, маслом кашу не испортишь? А уж что если не подмажешь, так точно уж далеко не уедешь? Бывший безвестный «Ювенал» своим новым поведением все эти русские пословицы иллюстриру­ ет предельно красноречиво. С таким режиссерским решением и игровым актерским перебором можно было бы даже согласиться, если бы не одно досадное обстоятельство. В «Мудреце», как и в прошлогоднем «Тартюфе», ощутим некий эстетический разнобой. Не все артисты принимают предложенные постановщиком условия гротесковой игры. К тому же значительно разнятся два актерских состава. Кто-то ближе к традиционной реалистической манере (Глумова - В. Щерба­ кова, Мамаев - В. Давыдов, Турусина - О. Цыплакова и др.); кто-то изо всех сил смешит публику, блестяще выдерживая остро комический рисунок роли (Крутицкий - В. Смольков, Манефа - М. Бондарева и др.). Есть исполнители, предельно точно доносящие до публики замысел постановщика. Они приот­ крывают своего рода «двойное дно» спектакля. Фарсовая форма игры засл. арт. России Н. Долгалевой не мешает оценить женскую неустроенность ее Турусиной. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz