Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
Это ли не удача? А Глумов и рад стараться! Он и маразматические доклады старику - легко! - пишет, и по тетушке томно вздыхает... А гонцов - извест ную в городе гадалку Манефу (К). Бублик, М. Бондарева) тем не менее к дру гой выгодной невесте посылает: пусть «высшие небесные силы» подтвердят дамскую интуицию насчет жениха. Все бы хорошо! Счастья невпроворот! Да вот «прокалывается» Егорушка на сущем пустяке! Разобиженная его подлой изменой Мамаева - Горлова случайно завладевает скандальным дневником и ... продает его шустрому газетному писаке (Е. Потапчик). Тот, недолго ду мая, в пух и прах губит репутацию завидной светской знаменитости. «Добро порядочные люди» в шоке от хамства облагодетельствованного фаворита! Сам же Глумов (во всяком случае, в интерпретации флотчан) не отчаивается. Весь «в белом», он на свой прежний обличительный манер произносит стра стный - а ля Чацкий! - монолог и страшно собой доволен. Да и общество на блюдает за метаморфозой не без удовольствия. Все-таки очень хорош собой! Перевоспитается еще! Мамаева сладострастно мечтает прибрать «мальчика» к своим соблазнительно обнаженным рукам. Так ли у самого Островского? Наверное, чуть социально сложнее, ду шевно тоньше. Юзеф Фекета, во многом пренебрегая психологическими ню ансами, пошел по пути сатирического разоблачения «времен и нравов». В свя зи с этим он и предлагает актеру Макарову почти гротесковую манеру игры. В одночасье преображенный персонаж Макарова соткан из всевозможных из лишеств. Он слишком низко кланяется покровителю, ужом трепетной влюб ленности извивается перед Клеопатрой Львовной; соловьем заливается, рас хваливая мнимые таланты престарелого Крутицкого. Зрителю фальшь Глумо ва (Макарова) видна и противна сразу. Почему же его жертвы столь близору ки? Или привыкли только к такой безмерности восхваления своих мнимых достоинств? И здесь, что называется, маслом кашу не испортишь? А уж что если не подмажешь, так точно уж далеко не уедешь? Бывший безвестный «Ювенал» своим новым поведением все эти русские пословицы иллюстриру ет предельно красноречиво. С таким режиссерским решением и игровым актерским перебором можно было бы даже согласиться, если бы не одно досадное обстоятельство. В «Мудреце», как и в прошлогоднем «Тартюфе», ощутим некий эстетический разнобой. Не все артисты принимают предложенные постановщиком условия гротесковой игры. К тому же значительно разнятся два актерских состава. Кто-то ближе к традиционной реалистической манере (Глумова - В. Щерба кова, Мамаев - В. Давыдов, Турусина - О. Цыплакова и др.); кто-то изо всех сил смешит публику, блестяще выдерживая остро комический рисунок роли (Крутицкий - В. Смольков, Манефа - М. Бондарева и др.). Есть исполнители, предельно точно доносящие до публики замысел постановщика. Они приот крывают своего рода «двойное дно» спектакля. Фарсовая форма игры засл. арт. России Н. Долгалевой не мешает оценить женскую неустроенность ее Турусиной. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz