Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

театрам, и зрителям, что со сцены можно говорить о вещах значительных и непреложных. Диалог всегда оправдывает себя. Ведь он - прорыв ума и души к настоящему. В театре Северного флота диалог был сравнительно плодотворным. Свет рампы увидели пьесы Островского, Гришковца, Вампилова, Герша, Дж. Патрика. Невольно в соревнование вступили два режиссера. Опытный главный - Юзеф Фекета (ему в этом сезоне было присвоено высокое звание народного артиста России) и сравнительно молодой Юрий Сергиенко. Для первого испытанием стала смело оригинальная постановка традиционных пьес («На всякого мудреца довольно простоты», «Как бы нам пришить ста­ рушку»), для второго - умеренно консервативное прочтение современной драматурги («Зима», Эти свободные бабочки», «Свидания в предместье»). Большинство из этих спектаклей «Мурманским вестником» были представле­ ны. Сегодня есть смысл поговорить о двух удачах, свидетельствующих о том, что флотский театр находится в неплохой творческой форме. Осенняя премьера этого сезона «На всякого мудреца довольно просто­ ты» - давний и тщательно вынашиваемый замысел народного артиста России Юзефа Фекеты. Буму вокруг имени А.Н. Островского, возникшего на наших глазах, удивляться не приходится. Может быть, именно сейчас мы впервые на собственном историческом опыте ощущаем (или наблюдаем в масс-медиа) весь драматизм непростых денежно-личностных отношений; мучительно по­ знаем жестокую цену карьерного роста; с головой окунаемся в пучину разду­ тых «желтой прессой» скандалов... Ново? Отнюдь. Обо всем этом писал во 2-й пол. XIX в. А.Н. Островский. Сюжет «Мудреца» актуален и, увы, созвучен нашим дням. Молодому, красивому, способному к литературе Егору Глумову (А. Макаров) надоело влачить жалкое существование честного чиновника. Эпиграммы - пустое за­ нятие! Обличай не обличай чужие пороки - денег в кармане от этого не при­ бавится. Не лучше ли сменить тактику? Стать, положим... как все... И вот из своего рода Чацкого Егор Глумов с молниеносной быстротой превращается в его противоположность - Молчалина. Ведь доказано уже - в том числе и рус­ ской литературой - что процветают-то «низкопоклонники и дельцы». Чем нравственно уродливее человек, тем успешнее его карьера! Сказано - сдела­ но! Вчерашний правдолюбец становится подхалимом, подлецом, коварным искусителем влиятельных светских львиц. Льстит напропалую в лицо, а за глаза... остается при своем ехидном мнении. Мало того! Заносит его в тайный дневник, и тешит этим свое самолюбие. Какое-то время Глумов действитель­ но преуспевает. Ему покровительствует стареющий дядюшка Мамаев (засл. арт. России А. Агафонов, В. Давыдов), а скучающая тетушка - р-р-роковая Клеопатра Львовна (О. Горлова) просто с ума сходит по жгучим «невинным» взорам новоявленного племянничка. К Глумову проникается отеческой сим­ патией генерал Крутицкий (Н. Новодворский, В. Смольков). Богатая Турусина (засл. арт. России Н. Долгалева, О. Цыплякова) готова отдать за приличного молодого человека свою воспитанницу Машу (Ю. Блохова, Ю. Чернавская). III

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz