Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

гара (В. Равданович). В нем нет сил понять происходящее, остается сдаться на волю мучителей. Оригинальна трактовка образа Шута. В исполнении народного артиста России Владимира Ерасова это давно остывший к шуткам и прибауткам «иг­ рушечный» паяц. По инерции он произносит затверженные когда-то наизусть афористичные тексты. Но соль их давно уже превратилась в пыль. Кому из власть предержащих во время кровавого передела мира потребуется остро­ умие какого-то пожилого увальня? Они же все - «прежние»! Король Лир, Гло­ стер и Шут выпали из обоймы истории. Причем навсегда. Дети не хотят их слышать и слушать. У детей своя жизнь. Им необхо­ димо в ней насладиться! И любовью, и властью. Интересно, что даже Корде­ лия (Ю. Денежкина) в постановке мурманчан более всего озабочена войной. В рыцарских доспехах она мало обращает внимания на жалобы и просьбы отца. Вся устремлена - в борьбу! Но только уже под французским, а не род­ ным английским флагом. И расплачивается жизнью Корделия по сугубо поли­ тическим мотивам. Ее самоубийство подло «заказано». У новаторской постановки шекспировской трагедии, бесспорно, есть будущее. Спектакль будет набирать мощь. Но это случится только тогда, когда все исполнители вслед за постановщиком осознают общий замысел и преодо­ леют возникающие на пути к его осуществлению преграды. Есть персонажи, с трудом увязывающиеся с предложенным постановщиком сюжетом. Самое «узкое место», на мой взгляд, - роль Эдгара (он же безумец Том) в исполне­ нии Владимира Равдановича. Актер технически убедителен . Ему сравнитель­ но легко удаются и бредовые речи, и пафосные обличения, и юродивое про­ стодушие... Но какова «сверхзадача» этого образа остается тайной за семью печатями. Равданович... пуст внутренне. И это, надо признать, чувствуется. Талантливому исполнителю на сей раз не хватило сердечности, личного чело­ веческого опыта. Шекспира невозможно покорить ремесленно. Необходимо мастерство, сочетающее в себе «алгебру» и «гармонию». К сожалению, не могу не заметить, что молодежь Облдрамы (за редким исключением: А. Шпе- ко - Эдмунд) присутствует в спектакле чисто формально. Отсюда - зияющие «дыры» в атмосфере постановки. Начинается с пустяков: кто-то из артистов загримирован, кто-то пренебрег гримом... Массовка (рыцари, гонцы, солдаты, слуги и придворные) позволяет себе «домашнее», или «самодеятельное», вы­ ражение лиц. В итоге —недоверие зрителя к панорамному зрелищу. Пропадает эффект иллюзии. А это для театра, согласитесь, губительно. Недостатки актерской игры во многом искупает сценография (худ. - засл. работник культуры России Н. Авдеева). «Король Лир» графически кра­ сив и иносказателен. Ассоциативно вспоминаются живописные полотна Брей­ геля, Босха, Пикассо. Содержание становится более многомерным. Судите сами. Гильотиной свисает остроконечный флаг. Пространство сцены кажется бесконечным. И при всей громадности территории —средневековая Европа смотрится пепелищем. По бокам - дупла-трибуны, где время от времени ин­ тригующие персонажи высказывают свою точку зрения на происходящие со­ 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz