Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
зреватель газеты «Мурманский вестник» я не первый год наблюдаю за взле тами и падениями репертуарной политики флотского театра. И по возможно сти честно высказываю свою точку зрения. А на критику рожденный в год Змеи, под знаком Овна Юзеф Васильевич Фекета реагирует ревниво, в силу зодиакального сочетания кипуче... В сердцах советует нашему цеху чаще вспоминать Бернарда Шоу, остроумно заметившего однажды, что «тот, кто умеет —делает, а кто не умеет —учит»... Учтем, конечно. Но смею высказать предположение, что если бы все театральные обозреватели из области плюс редко, но все-таки посещающие по фестивальному поводу наши края столич ные рецензенты собрались обсудить «театр Юзефа Фекеты» - вот шуму и разногласий было бы! Кто всецело - за! А кто и активно - против! Причем копья ломались бы не из-за пустяшных переводных комедий. Мишенью кри тики стали бы по-настоящему серьезные работы театра. И они, я думаю, этот критический натиск —своего рода шторм и бурю - выдержали бы! Есть во всех постановках Фекеты нечто добротное. Может быть, в хо рошем смысле слова ремесленное. На всем, как порой кажется, лежит отпеча ток самой первой специальности Юзефа Васильевича - краснодеревщика! Да, Фекета мастеровито основателен в том деле, за которое берется. Это у него родовое. Прадед, к слову сказать, был у него сельским почтальоном. Да не простым, а безмерно почитаемым земляками. Они ему за отменную почталь онскую службу даже памятник в селе на Закарпатье поставили. Отец же Юзефа Васильевича освоил у лучших мастеров Праги портняжное дело. За мечательно шил и любил свое ремесло. А ведь что в, сущности, такое спек такль? Тоже своего рода вещь, которую нужно уметь создать своими руками. Говоря в переносном смысле. Но вернемся к разногласиям в оценках «фекетовской продукции» кри тики. Их - споров вокруг театральных флотовцев - в последнее время хвата ет. Знак времени. Сегодня многое подвергается переоценке, сомнению. Как неоднозначно была воспринята, к примеру, постановка на сцене КСФ ибсе- новского «Пер Гюнта» (осуществленная, кстати, по особому заказу норвеж ского посольства: Мурманск ждал с визитом самого Его Величество норвеж ского Короля!) Лично я, помнится, сразу приняла и высоко оценила предложенную те атром сценическую версию поэмы. В ней, конечно, просматривались лишь контуры грандиозного по замыслу и масштабам философского драматическо го сюжета, но они тем не менее были ясны по своему нравственному посылу зрителю (говорят, режиссер называет такие посылы телеграммами). Фекета предложил актерам сыграть трагедию всех и вся обманывающего человека. Пер Гюнт в исполнении сначала Юрия Богинича, а затем - в третьем акте - Виктора Васильева пошел по заведомо ложному, глубоко безнравственному пути. Он, как бы играючи, следуя советам лукавых Троллей, предал всех тех, кому был дорог, кто с надеждой и упованием видел в нем Сына, Друга, Воз любленного... Ради чего пожертвовал Пер родиной и сердечными привязан ностями? Ради собственной прихоти и тщеславия... 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz