Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
оказался в итоге кровопролитий и самоубийств пустым. Он и присел на сво бодное местечко. Не без видимого удовольствия. И захотелось прокрутить пленку спектакля назад: что за персонаж такой, чем интересен? Злодеев в спектакле С. Абдиева количественно много. Они - ядро по становки. Но душа все-таки - Король Лир. Я впервые задумалась над тем, по чему Король назван Лиром? Уж не от «лирики» ли? Не знаю, насколько уда чен этот домысел, но в исполнении Скоромниковой «партия» эта прозвучала пронзительно, одиноко и ... красиво. Актриса замечательно ведет все второе действие —сцены безумия Лира. В длинной белой сорочке, которая угловато горбатится на лопатках, Король похож на маленького беззащитного Ангела. Венок из полевых цветов на седенькой взлохмаченной голове. На устах - по этический бред. Как не заслушаться гениальным переводом шекспировских стихов Пастернака? В голову - видит Бог —приходят грустные и глубокие мысли. О жизни и смерти. О смысле бытия. О простом и великом. Происхо дит, если угодно, таинственная - не лобовая - переоценка ценностей. Да, Лир успел и сумел прожить много земных дней и ночей. И истомился на «дыбе жизни». В конце пути он потянулся к простым человеческим радостям. Не ради карьеры, власти, успеха. О, как прекрасно, думал он, жить, слагая лишь сказки, напевая песенки и слушая певчих птиц! Как радостно смотреть в лицо любящей дочери! Неспешно беседовать с друзьями. Но... несбыточны мечты о душевном покое. Не дано Лиру простого счастья. Потому что мир жесток к... старости. ОН презирает немощь, болезнь. Смеется над безумием. Без раз бору бьет колотушкой всякого отличающегося от банальной нормы. На повестке дня - корысть и алчность. Впрочем, все как всегда? Марина Скоромникова играет трагедию «ненужного человека». И здесь неважно - мужчина ты или женщина. Важно, что твоя жизнь, оказывается, нужна только тебе самому. И ты в ответе за ее итог. Второй акт, повторюсь, актрисе удается вполне. В первом же Скоромни ковой, увы, не хватает смелости преображения в... Лира. Публике очень тре буется иллюзия присутствия этого Образа хотя бы при первом появлении. Ожидается некое актерское Чудо. Но... Ведомая режиссерской волей, Марина Петровна сразу же предстает перед публикой той пожилой интеллигентной женщиной, к облику которой мурманчане уже привыкли. И зритель видит, что Лир - простоволосая, седая, порой эмоционально взволнованная несправед ливостью, но при этом и все более по-старчески бессильная... женщина. И это первоначально смущает даже самых опытных театралов. Основной линии созвучны и остальные «истории». Мурманский театр играет Шекспира с мыслью о старости, которая исторически несостоятельна, гонима родственниками, скудна физически и болезненно экзальтированна душевно. Таков не только Лир, но и Глостер (А. Кацман), и Шут (В. Ерасов). Ос лепленный недругами граф, в наспех подпоясанном халате, напоминает не счастного пациента глазной клиники. Глостер смятен и сражен интригами сы на Эдмонда (А. Шпеко), загадочным поведением «сумасшедшего» Тома - Эд 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz