Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

пробовать свои силы на шекспировском материале. Почетно, но, право, рис­ кованно. Однако игра стоит свеч. Оправдал ли эксперимент себя? Поделюсь собственным впечатлением от увиденного. При всей проти­ воречивости спектакля в нем просматривается некий оригинальный постано­ вочный сюжет. Он-то и позволяет судить о новаторском характере режиссер­ ского замысла, расслышать современное звучание старой английской пьесы. Почему Король играется актрисой? Выбор на роль Лира Марины Ско- ромниковой сам Абдиев кроме прочего оправдывает еще и тем, что 80-летний возраст, увы, делает людей бесполыми. Остается якобы человеческая сущ­ ность. Суждение спорное, но приемлемое. И впрямь люди к старости зачас­ тую уподобляются «малым детям». Становятся капризными, дряхлыми телом, душевно равнодушными к масштабным историческим идеям. В них просыпа­ ется потребность любви —бескорыстной и нежной. Причем именно от тех, кто эту любовь им обязан подарить по долгу своего рождения. От собственных детей. Лир в исполнении Скоромниковой предельно просто, но вместе с тем и настойчиво требует от дочерей любовного признания. А они... О! У них дав­ но уже свои планы на жизнь! Старый человек - досадная помеха. Хлопот с ним не оберешься! Свиты - целая куча! Дурацкий Шут - тюфяк-тюфяком! Преданный друг Кент (А. Водопьянов) - моральный зануда. Чего с ними со всеми церемониться? Гнать в шею! В колодки заковывать! Дверь перед носом закрывать! Обычно «Короля Лира» ставят как трагедию прозревшей Личности. Все внимание уделяется монологам, поведению, судьбе скитальца. С ним поста­ новщики, в отличие от дочерей, носятся как с писаной торбой. А он, знай се­ бе, трагически самовыражается! В постановке северян все немного иначе. В ней как бы реализуется (и никого при этом не шокирует!) страшный «завет» от Ницше - «Падающего - подтолкни!». Король Лир еще есть! И его уже нет! Его взволнованных речей не слышат, угроз не боятся, не берут в расчет от­ живших с его веком представлений о чести, гостеприимстве, порядочности. Вчерашний Вседержитель остается за скобками того мира, который на новый лад продолжает жить по кровавым и подловатым законам «джунглей». Моло­ дые амбициозны и расчетливы. Старики ворчливы и несносны. К сожалению, надо признать, что в таком жестком «раскладе» узнается современный мир, пронизанный разнузданной борьбой за власть, удовольствие и наживу. Вот только улыбнется ли удача новым «ловцам» и ловкачам? Увы... В финале сцена просто завалена трупами. Регана (С. Лебедева) и Гоне- рилья (Н. Волкова) сгубили друг друга в любовном соперничестве. Смертель­ но ранен кровожадный Герцог Корнуальский (С. Гронский). Пал от мстящей братской руки подлый Эдмонт (А. Шпеко). Потери понесли и порядочные, честные люди. Убит Рыцарь Лира (А. Во­ ронин). Повешена Корделия (Ю. Денежкина). Не избежал смертной участи и сам Король Лир. Трупы, трупы ... И полное равнодушие к исходу битв. Только лукавый Герцог Албанский (В. Журавлев) «словил» нежданную удачу. Трон Короля 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz