Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.
пробовать свои силы на шекспировском материале. Почетно, но, право, рис кованно. Однако игра стоит свеч. Оправдал ли эксперимент себя? Поделюсь собственным впечатлением от увиденного. При всей проти воречивости спектакля в нем просматривается некий оригинальный постано вочный сюжет. Он-то и позволяет судить о новаторском характере режиссер ского замысла, расслышать современное звучание старой английской пьесы. Почему Король играется актрисой? Выбор на роль Лира Марины Ско- ромниковой сам Абдиев кроме прочего оправдывает еще и тем, что 80-летний возраст, увы, делает людей бесполыми. Остается якобы человеческая сущ ность. Суждение спорное, но приемлемое. И впрямь люди к старости зачас тую уподобляются «малым детям». Становятся капризными, дряхлыми телом, душевно равнодушными к масштабным историческим идеям. В них просыпа ется потребность любви —бескорыстной и нежной. Причем именно от тех, кто эту любовь им обязан подарить по долгу своего рождения. От собственных детей. Лир в исполнении Скоромниковой предельно просто, но вместе с тем и настойчиво требует от дочерей любовного признания. А они... О! У них дав но уже свои планы на жизнь! Старый человек - досадная помеха. Хлопот с ним не оберешься! Свиты - целая куча! Дурацкий Шут - тюфяк-тюфяком! Преданный друг Кент (А. Водопьянов) - моральный зануда. Чего с ними со всеми церемониться? Гнать в шею! В колодки заковывать! Дверь перед носом закрывать! Обычно «Короля Лира» ставят как трагедию прозревшей Личности. Все внимание уделяется монологам, поведению, судьбе скитальца. С ним поста новщики, в отличие от дочерей, носятся как с писаной торбой. А он, знай се бе, трагически самовыражается! В постановке северян все немного иначе. В ней как бы реализуется (и никого при этом не шокирует!) страшный «завет» от Ницше - «Падающего - подтолкни!». Король Лир еще есть! И его уже нет! Его взволнованных речей не слышат, угроз не боятся, не берут в расчет от живших с его веком представлений о чести, гостеприимстве, порядочности. Вчерашний Вседержитель остается за скобками того мира, который на новый лад продолжает жить по кровавым и подловатым законам «джунглей». Моло дые амбициозны и расчетливы. Старики ворчливы и несносны. К сожалению, надо признать, что в таком жестком «раскладе» узнается современный мир, пронизанный разнузданной борьбой за власть, удовольствие и наживу. Вот только улыбнется ли удача новым «ловцам» и ловкачам? Увы... В финале сцена просто завалена трупами. Регана (С. Лебедева) и Гоне- рилья (Н. Волкова) сгубили друг друга в любовном соперничестве. Смертель но ранен кровожадный Герцог Корнуальский (С. Гронский). Пал от мстящей братской руки подлый Эдмонт (А. Шпеко). Потери понесли и порядочные, честные люди. Убит Рыцарь Лира (А. Во ронин). Повешена Корделия (Ю. Денежкина). Не избежал смертной участи и сам Король Лир. Трупы, трупы ... И полное равнодушие к исходу битв. Только лукавый Герцог Албанский (В. Журавлев) «словил» нежданную удачу. Трон Короля 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz