Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

А светоносная Василиса (Ю. Шинкевич) с бравым Иваном Правое Дело (А. Воронин) заслуженно торжествуют! Актуальность акунинской комедии очевидна. В долгожданный Милле­ ниум волшебное зеркало позволило героям пьесы - изысканному декаденту Томскому (А. Гудин) и вульгарному хаму Вовану (Д. Пастер) - поменяться... временем. Забавно и по-своему поучительно! Изменилось ли что-нибудь в России за целый век? Или герои только на первых порах будут чувствовать дискомфорт? А потом успешно приживутся в новых для себя декорациях? Традиционную сказку в МДТ и постмодернистский спектакль в театре КСФ при всей их содержательной полярности роднит... постановочный дух. Никита Ковалев умудрился придать вечному фольклорному сюжету свежее дыхание. И это - учтите! - без внешней модернизации! Все в его «Ва­ силисе Прекрасной» вроде бы сугубо «правильно». И костюмы, и декорации (худ. Н. Авдеева). Волшебный лес настораживает... Вещая Птица (А. Будов- ская) блещет оперением! Косматый Медведь (А. Шпеко), как и положено, пу­ тается в своей бурой шкуре... Никто не осовременен сверх меры, ничто не по­ ставлено с ног на голову... А эффект актуальности тем не менее возникает. Почему? Думаю, секрет в ироническом отношении постановщика и артистов к изображаемому. Благодаря остроумному утрированию отдельных черт, лег­ кой интонационной передозировке, взгляду на сказочных персонажей как бы со стороны у спектакля появляется своего рода подтекст. И думающий зри­ тель волен его истолковывать. Игривая ирония ощутима и в постановке Юрия Сергиенко. Она в осо­ бом «святочном» обрамлении пьесы Акунина. Художник Раиса Чебатурина придумала великолепные декорации. Они погружают зрителя в атмосферу Вечности, которая, по меткому выражению поэта, «у времени в плену». Без­ ошибочно работает часовой механизм. Плавно вращается гороскопический круг планет. Прозрачная синева легчайшего занавеса, кажется, скрывает не­ кую тайну. Бардовые тона оформления торжественны и тревожны. Эх, кабы люди прислушивались к космическим часам! Пытались осознать свое вселен­ ское присутствие! Но люди остаются людьми. И из века в век повторяется одно и то же. Идея пьесы Акунина в принципе проста. И театр не берется усложнять ее. XX и XXI вв. удивительно похожи! Деньги (особенно «бешеные») слепо иг­ рают человеческими страстями. Амбиции (большей частью нелепые) застав­ ляют здравомыслящих людей рядиться в фальшивые перья. А какую власть над разумом имеют стройные дамские ножки! Шампанское во все времена льется рекой! Долги навевают тяжелые ду­ мы. Злодеи-конкуренты мешают жить! «Глупышки» утешают... Что меняется? Ни-че-го. Человек пошл и слаб. К тому же смешон. И достоин комедии! Не об этом ли Чехов? Вот о том же Акунин. Обидно? В принципе, да. Но... О, как можно горячиться, придя к столь неутешительным выводам! Сту­ чаться в настежь раскрытые двери! Делать трагическое выражение интелли­ 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz