Иванова, Л. Репертуарная политика Мурманских театров // III Масловские чтения : регион. науч.-практ. и лит.-художеств. конф. памяти В. С. Маслова, 15-16 дек. 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т и др. - Мурманск : МГПУ, 2005. - С. 90-92.

J1.JI. Иванова РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА МУРМАНСКИХ ТЕАТРОВ 1. О репертуарной политике сегодня говорить необходимо. Важно сохранить структуру стационарного отечественного театра. При этом возможно наполнить ее новым' содержанием. Содержательная сторона воздействия театрального искусства на зрителя всецело зависит от репертуара: целенаправленного подбора литературно-художественной частью театра пьес и авторов. 2. В современном российском театре (особенно в Москве) наметилась тенденция отказа от продуманной репертуарной политики. Деятели театра все больше склоняются к идее антрепризы, предоставляющей ее участникам большую творческую независимость от эстетического и идеологического диктата. Однако некоторые столичные театры («Современник», МХАТ, Малый театр) сохраняют традиции продуманного и планомерного подбора репертуара. 3. Мурманские театры всегда отличались повышенным вниманием руко­ водства труппами к формированию афиши с учетом «воспитания зрителя». Театр пытался выполнить свою миссию пробуждения в публике высоких гражданских и нравственных чувств (традиция русской сцены; взгляды на назначение театра Белинского). 4. Некорректно сравнивать репертуарную политику двух драматических коллективов - Областного драматического театра и театра Северного Флота. Можно, исходя из наблюдений за афишей последних лет, судить о том, что в МДТ репертуар менее идеологизирован. Режиссеры С. Абдиев, Н. Ковалев, А. Водопьянов осуществляют, на мой взгляд, свои заветные творческие планы весьма спонтанно. В результате афиша МДТ сегодня достаточно пестрая, причем в ней явно преобладают спектакли развлекательного плана («О-Ля- Ля!», «Незамужняя женщина», «Бесприданник», «Она + Он = Кактус»). Ищет - и весьма хаотично - свой режиссерский почерк молодой постановщик Никита Ковалев. Его интересы распространяются в диапазоне от Островского до Гюго и Юджина О ’Нила). Непредсказуем в выборе пьес и Султан Абдиев. В последние годы внимание главрежа привлекали современный комедиограф Галин («Конкурс»), драматург-философ Радзинский («Театр времен Сенеки и Нерона»), эпический Чингиз Айтматов («Белое облако Чингисхана»), романтичный Дюма («Дама с камелиями»), нервный Стейнбек («Люди и мыши») и др. Любопытно то, что северяне воспринимают афишу МДТ как пеструю, лишенную какой-либо художественной стратегии. Москвичи же (театр, как известно, с успехом гастролировал в начале 2004 года в столице) благодарили северян за сохранение традиций российского театра, в том числе и за продуманный содержательный репертуар. 5. В театре Северного Флота внимание к репертуару всегда стояло во главе угла. Это неслучайно. Театр осознает свою миссию по воспитанию гражданст­ венности, по поддержанию в публике (большей частью флотской) высокого патриотического духа. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz