История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

Письма участников художественной OQO0O ооооо О Тысячи трудящихся нашей5 в области занимаются в коллектн-® ©вах художественной самодея- Z •тельностн, организованных при® о домах культуры, красных угол-о ®нах, клубах. Одним из лучших ® о среди них является театральный» % коллектив Мурманского Дома ® О культуры нм. С. М. Кирова. В о о этом коллективе занимается в £ «основном рабочая молодежь. л о Театральный коллектив 2 в добился большого успеха. Не-* о давно он вернулся нз Москвы, % 2 где выступал со спектаклем® в «Овечий источник» перед ре-® о жнссерамн самодеятельных те- * о атров, собравшихся на св ою п в первую Всесоюзную конферен- ° в цию. Театральный коллектив '* о Мурманского Дома культуры о • имени С. М. Кирова был приз- 2 внан одним из лучших в стране, в % В коллективе накоплен боль-JJ о шой опыт интересной учебно- • 2воспитательной работы и % с он должен стать достоянием ® -всех театральных коллективов S | области. На его примере можно ® е не только научиться ставить хо- о о рошне, волнующие спектакли, * в но н воспитывать эстетический • ®вкус молодежи, воспитывать ха-£ о рактеры. о ® Участники театрального кол-2 олектнва в своих письмах рас-® ®сказывают о буднях коллек- ® «тнва. о Расширяется наш кругозор Я с увлечением занимаюсь в са­ модеятельном театральном коллек­ тиве. Кроме концертных номеров и так называемых малых форм (одноакт­ ные пьесы, сценкн), наш коллектив работает и над большими вещами. Такой крупной работой была поста- ловка драмы испанца Лопе де Вега «Овечий источник» (Фуэнте Овеху- на). Мне пришлось играть одну из главных ролей — Фернана Гомеса де Гусмана — командора ордена Калаправы, феодала. Командор не просто плохой хозяин своих кресть­ ян. это их социальный враг, него­ дяй, который издевается над людь­ ми, унижает их достоинство. Надо было создать образ коварно­ го, властолюбивого, морально нич­ тожного человека, испанца XIV века. С такой задачей без помощи коллектива и руководителя я бы не справился. Наши товарищи подгото­ вили доклады о жизни Лопе де Вега, о его творческом пути, историче­ скую и географическую справку об Испании. У нас был оборудован стенд материалов по «Овечьему ис­ точнику» с фотоснимками, вырезка­ ми из газет и журналов. Все это во многом помогло нам представить се- бо далекую эпоху Испании XIV века. Работа в театральном коллективе способствует нашему всестороннему росту. Раньше, .например, у меня бы­ ло очень слабое представление об Ис­ пании, ее культуре, истории, эконо­ мике. Работая над ролью, я перечи­ тал произведения многих испанских классиков, много книг об Испании. Это не только помогло сыграть командора, по и расширило мойкру­ гозор, знания. Г. ЗВЕГИНЦЕВ. Участник театрального кол­ лектива Дома культуры нм. С. М. Кирова. 1 На снимке: сцена нз третьего ре) — Ирина Вознесенская. акта спектакля «Овечий источник». В роли Лауренсин (в цент- Заслуженное признание Театральный коллектив Дома культуры им. С. М. Кирова был организован в сентябре 1950 года. По началу 95 процентов его состав­ ляли школьники. Внимание руководителей Дома культуры, художественного руково­ дителя И. А. Яковлевой было на­ правлено на то, чтобы привлечь в самодеятельный коллектив больше рабочей молодежи. Сейчас подавля­ ющее большинство коллектива — молодые токари, слесари, разнорабо­ чие, фрезеровщики, матросы. Первый спектакль «Аттестат зре­ лости» Гераскпной положил начало работе коллектива, направленной на воспитание в нашем зрителе и, прежде всего, в молодежи, тех черт, которые отличают советскую моло­ дежь: любви к труду, советского патриотизма. Подбор репертуара был подчинен именно этой цели. Правильность репертуарнойлинии подтверждается и тем, что на протя­ жении ряда лет на городских и об­ ластных смотрах коллектив зани­ мает первые места. Настойчивая учебно-воспитательная работа обес­ печила высокий идейно-художест- венный уровень спектаклей кол­ лектива. А это, в свою очередь, спо­ собствовало твор­ ческому росту участников. Выбор «Овечь­ его лоточника» Лопе де Вега — сложнейшей .пье­ сы мировой драма­ тургии — для по­ стапот:и явил­ ся закономерным результатом твор­ ческого роста кол­ лектива. Комиссия по проведению об­ ластного смотра высоко оценила работу коллектива и выдвинула его кандидатом на Всесоюзный смотр ху­ дожественной самодеятельности. В ноябре этого года в Москве бы­ ла проведена первая Всесоюзная конференция режиссеров самодея­ тельного театра. Велика была ра­ дость всего коллектива, когда ста'ло известно, что организаторы этой конференции — Министерство культуры СССР, Всесоюзный Дом народного творчества, Всесоюзное театральное общество, ВЦСПС приг­ ласили Мурманский театральный коллектив на эту конференцию со спектаклем «Овечийисточник». Руководителю коллектива Н. А. Яковлевой было поручено высту­ пить с докладом об учебно-воспита­ тельной работе в коллективе худо­ жественной самодеятельности. Актуальность и острота проблем воспитания молодежи средствами искусства вызвали на конференции живой интерес к докладу. Было за­ дано много вопросов, свидетельст­ вующих о том, что большинство ру­ ководителей самодеятельных теат­ ральных коллективов неустанно ищет новые формы воздействия на молодого человека. G G O O O 0 O © 0 © Q e e O O O © O O 0 O 0 O 0 G 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 Огромный зал Дворца культуры Совета Министров СССР был пере­ полнен. Присутствовали режиссеры, участвовавшие в конференции, пред­ ставители общественных организа­ ций Москвы, участники самодея­ тельности других городов, москов­ ские журналисты; Творческое вол­ нение охватило весь коллектив. Если в первом акте зрители еще присматривались к коллективу, то со второго многие в зале были увле­ чены событиями, развертывающи­ мися на сцене. Спектакль неодно­ кратно прерывался аплодисментами. Многие из присутствовавших под­ нялись на сцену, чтобы приветство­ вать коллектив. Представитель Ми­ нистерства культуры СССР выска­ зал удовлетворение спектаклем мур­ манчан. Много было сказано теплых слов в адрес коллектива представи­ телями Всесоюзного театрального об­ щества. ВЦСПС, Всесоюзного Дома народного творчества, режиссерами Ленинграда, Хабаровска, Казахстана и другими. С участниками коллек­ тива и его руководителем беседова­ ли корреспонден­ ты газет «Труд», «Комсомольская правда», журналов «Театр», «Ого- нек^т-яКлуб»..- Через день кон­ ференция обсужда­ ла просмотренные сю спектакли са­ модеятельных кол­ лективов Москвы, Ленинграда, Горь­ кого и дала самую высокую оценку театральному кол­ лективу Мурман­ ска. 3 . ПИРОГОВА. Директор об­ ластного До­ ма народно­ го творчества. О О О О О О О 0 0 0 0 0 О О О О О О 0 0 О 0 О О О 0 ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА Н а снимке: на сцене Дворца культуры Совета Министров СС С Р в Москве. Участники Всесоюзной конференции режиссеро-в самодеятельных театров поздравляют театральный коллектив *ля чег0 03 г*®0- Дома культуры имени С. М. Кирова Мурманска с успехом спектак- 1)ПТ’ Чт0 хочет, ля «Овечий источник». какая перед ним Коммунистическая партия ис­ пользует вс© средства для воспита­ ния молодежи. Среди разнообразных форм воздей­ ствия на формирование сознания на­ шей молодежи эстетическое воспи­ тание занимает одно из важнейших мест. Работа тысяч самодеятельных коллективов страны является одним из первых этапов этого воспитания. Основойжизни коллектива служит его репертуар, работа над которым объединяет в одно целое воспитатель­ ное, творческое, общественное воз­ действие на участников. Мы оста­ навливаем свое внимание на таких драматургических произведениях, в которых с наибольшей полнотой со­ четаются целеустремленная идейная направленность, глубокое содержание и яркая художественная форма. Наша репертуарная линия служит той це­ ли, которой подчинено все наше ис­ кусство: воспитанию молодежи, обо­ гащению ее духовной жизни. Когда мы подбираем репертуар, стремимся, чтобы можно было найти в пьесах ответы на вопросы, которые в той или пной степени волнуют моло­ дежь. На этих же пьесах учатся и все участники коллектива. Поэтому в нашем репертуаре и появились та­ кие пьесы, как «Аттестат зрелости» Гераскпной, «Воробьевы горы» Си- мукова, «Вперед, отважные!» Закаи Кузнецова, «Вей, ветерок!» Райниса, «Юность отцов» Горбатова и другие. Пьеса Лопе де Вета «Овечийисточ­ ник» занимает одно из первых мест в мировой драматургии. Глубо­ кая социальная направленность художественная ценность пьесы за­ интересовали коллектив. Пьеса глу­ боко волнует своей революционно­ стью, героическим пафосом, она учит мужеству, созвуч­ на сегодняшней борьбе угнетенных народов за свою независимость. Бессмертная тема народного гнева вызывала у участников коллектива желание стать достойными героев этой пьесы, воспитывать в себе чув­ ства и мыслп, которые волнуют ге­ роев этого произведения. В основе воспитательной работы в художественной самодеятельности лежит борьба за создание и утверж­ дение коллектива, а значит и борьба за кажд&го отдельного человека, за его чистоту, за право нести со сцены большие идеи. Работа над пьесой строится в нашем коллективе, оче­ видно, так же, как и во многих дру­ гих коллективах. Мы также привле­ каем материал извне, оформляем стенды, организуем доклады, беседы и т. д. Надо только, чтобы эти мероприятия не ноот.ти формальный характер. Молодежь иногда пугается сло­ ва «лекция», так как зачастую интересная тема излагается сухо, формально. Учитывая это, мы попро­ бовали изменить обстановку обычной лекции. Долго выбирали кандидатуру такого лектора, который оказался бы достаточно внимательным к составу нашей аудпторпп, уяснил себе цель и задачу такой лекции. Предвари­ тельно мы познакомили его с содер­ жанием пьесы. На одной из репетиций, па которой присутствовал весь кол­ лектив, в комнату вошел чело­ век. Я объяснила участникам, что сейчас мы прорепетируем акт с тем, чтобы послушать замечания това­ рища. Когда сцена была окончена, я задала вопрос, он ответил, и лекция началась, началась, как живой, острый, заинтересованный обмен мнениями. Деятельное участие при­ нимали обе стороны. Дальнейшая ра­ бота после этого была очень эффек­ тивной. Аналогично строится у нас и ра­ бота по организации стендов. Формы до бесконечности иогут быть разно­ образны, но принцип один “ - непре­ менная заинтересованность всех. На­ до, чтобы люди сами искали, отби­ рали, читали, спорили о качествах того или иного материала для пьесы. В подбор такого материала мы под­ ключаем весь коллектив. Сам про­ цесс подбора расширяет культурный кругозор участников. Сейчас стенды стали необходимостью в работе над спектаклями. В организации их при­ нимают участие даже те товарищи, которые уже выбыли из нашего кол­ лектива. Так, от бывшего участника коллектива мы получали репродук­ ции для спектаклей «Юность от­ цов», «Страница жизни», «Овечий источите». Когда началась работа над спек­ таклем «Юность отцов», стали при­ меняться доклады самих участников. Это важный фактор в учебно-воспи­ тательном процессе, так как состав нашего коллектива еще не может похвастать большими знаниями и высокой культурой. Обязательнойу нас является рабо­ та над творческими биографиями, часть которых мы печатаем в нашей стенной газете. В своей творческой биографии участник коллектива рас­ сказывает все, что он знает и как представляет своего героя. Смысл ра­ боты над творческими биографиями заключается в том, что этот процесс заставляет думать над материалом, изучать его, развивает фантазию, главное — делает осмысленным по­ ведение на сцене. А это и есть твор­ ческая работа. Между тем, как часто еще, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что исполнитель тойили иной роли произносит какие-то слова, а Коллектив перевоспитывает В театральный коллектив Мур* майского Дома культуры имени С. М. Кирова я записался в прошлом году. Первое, что бросилось в глаза и очень понравилось— строгое, под­ тянутое поведение всех участников. Очень важно, что дисциплина на­ чинается в нашем коллективе с про­ стого: все всегда вовремя приходят на репетиции, начинаются. они точно в назначенное время. С огромной радостью и волнением встретили все мы весть о том, что коллектив поедет в Москву. Каждому хотелось лучше отработать все свои сцены, словом, показаться москви­ чам в самом лучшем виде. Думал и я о том, как сделать ту идя иную мизансцену, много раз обращался к руководителю. Она всегда радова­ лась, если участники коллектива находили интересные мизансценыдля спектаклей. А это бывало нередко. Меня стали больше привлекать книги, журналы. Если раньше я очень редко ходил в театр и кино, теперь это стало для меня уже не­ отъемлемой частью жизни. Из книг, журналов, спектаклей театра, филь­ мов брал я для себя все, что помога­ ет в работе, в жизни. Некоторые мои товарищи раньше заглядывали часто в пивные и рес­ тораны, а сейчас их увлекает цели­ ком творческая работа в спектак­ лях. В. ЛЕЩУК. Кочегар буксирного парохо­ да «Кантовщик» рыбного порта, участник коллектива художественной самодея­ тельности Дома культуры нм. С. М. Кирова. Что дали мне занятия в театральной коллективе Когда один из моих товарищей предложил пойти в театральный коллектив Дома культуры, я долго колебался. Дунал, что там буду де­ лать, что найду интересного? . Но уже на первой репетиции (тогда готовился спектакль «Овечий источник») обстановка, самый дух* царившийв коллективе, сразу понра­ вились. В козшате стояла полная тишина. Руководитель' нашего коллектива строго и требовательно подходит к каждому, кто желает участвовать в театральном коллективе, много работает и с темн, кто участ­ вует в массовых сценах, у кого по пьесе нет слов. В спектакле все за­ висят друг от друга, и, если хотя бы один участник массовой сцены не будет жить событиями пьесы— по­ страдает весь спектакль. Особенно мы это почувствовали в Москве, когда зрители отмечали именно мас­ совые сцены. Все больше привязывался я к коллективу. Открывается много но­ вого и интересного. Вместо со всеми мы ходим в кино, театр, обсуждаем кинофильмы, спектакли. Все это по­ могает мне и в работе на производ­ стве. В. САБУРОВ . Слесарь, участник теат­ рального коллектива Дома культуры нм. С. М. Кирова. задача, — не кнает. фактором в жизни нашего коллектива является органи­ зация общественного актива. В наш актив входят учителя, студенты, рабочие, врачи и т. д. Активисты принимают участие в обсуждении пьес, которые коллектив взял к по­ становке, подсказывают пути сце­ нического разрешения, а часто пре­ достерегают от ошибок. Члены ак­ тива-обычно приглашаются на про­ смотр того или иного отрывка спек­ такля. Главное значение общест­ венного актива — в большой воспи­ тательной роли: когда в обсуждении принимают участив люди, казалось быно имеющие прямого отношения к деятельности коллектива, это дает хорошие результаты. Огромным воспитательным факто­ ром является строгое у нас правило — обязательное участие всех чле­ нов коллектива в массовых сценах. Большие моральные возможности за­ ложены в людях, осознавших значе­ ние общего дела. Это сознание они переносят в жизнь, будет ли это ка­ саться производственной пли комсо­ мольской работы, учебы или семьи. В поле внимания коллектива на­ ходятся п вопросы поведения участ­ ников в быту, школе, на производ­ стве. Члены нашего бюро связыва­ ются с руководителями учреждений, узнают, а как проявляют себя втру­ де наши самодеятельные артисты. Отсюда и объективная, нелицеприят­ ная критика, для которой в коллек­ тиве еще много объектов. Обыва­ тельские взгляды, противопоставле­ ние себя коллективу, раздутое само­ любие, пренебрежительное отноше­ ние к товарищам — все это в той или пной форме проявляется у на­ ших участников. Как же коллектив борется с такими явлениями? Раз­ ными средствами. Здесь и беседы руководителя п вызовы на бюро, критика в стенной печати и общие собрания. Особенно острым бывает тот мо­ мент, когда в коллектив приходит большое пополнение новых людей. Это нарушает на некоторое время нормальное течение жпзнп коллек­ тива и тут уж дело «старичков» быть начеку, не дать возможности людям, мало знакомым с серьезным, большим трудом, ношатнуть те устои, на которых держится кол­ лектив. А устои эти — дружба, серьезное творческое отношение к труду. В своейработе мы придаем огром­ ное значение стенной печати. На­ ша газета «Друзья искусства» ста­ ла душой коллектива. Круг подни­ маемых ею вопросов все расширяет- ся, знаменуя этим рост самого кол­ лектива, рост его интересов. Рядом статей откликнулись участники на вопросы: «В чем заключается кра­ сота человека?», «Что такое хоро­ шийвкус?», «0 стильных танцах» и т. д. К газете имеется самостоя­ тельное приложение — «Сатира и юмор», есть у нас сатирический ли­ сток — «Скипидарчнк». В листке «За честь коллектива» мы отмечаем все то положительное, что может служить примером. П, -наконец, дневники, являющиеся гордостью коллектива. 18 толстых тетрадей изо дня в день рассказывают о том, чем живет и дышит коллектив. Жизнь каждый день ставит все новйе и новые задачи, разрешают эти задачи бюро и руководитель коллектива. Часто приходится стал­ киваться с Молодежью, которая ув-- лекается эстрадой,'не умея, в силу своей неопытности, отличить худо­ жественную .эстраду' от .той пошля­ тины, которая еще пробирается на нашу сцену. Бороться с этим назо так; чтобы переключить внимание, на настоящую творческую работу мысли. Добиться результата можно только путем длительного, кропот­ ливого воздействия всего коллек­ тива. Н. ЯКОВЛЕВА. Руководитель театрального коллектива Мурманского Дома культуры нм. С. М. Кнрова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz