История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
Письма участников художественной OQO0O ооооо О Тысячи трудящихся нашей5 в области занимаются в коллектн-® ©вах художественной самодея- Z •тельностн, организованных при® о домах культуры, красных угол-о ®нах, клубах. Одним из лучших ® о среди них является театральный» % коллектив Мурманского Дома ® О культуры нм. С. М. Кирова. В о о этом коллективе занимается в £ «основном рабочая молодежь. л о Театральный коллектив 2 в добился большого успеха. Не-* о давно он вернулся нз Москвы, % 2 где выступал со спектаклем® в «Овечий источник» перед ре-® о жнссерамн самодеятельных те- * о атров, собравшихся на св ою п в первую Всесоюзную конферен- ° в цию. Театральный коллектив '* о Мурманского Дома культуры о • имени С. М. Кирова был приз- 2 внан одним из лучших в стране, в % В коллективе накоплен боль-JJ о шой опыт интересной учебно- • 2воспитательной работы и % с он должен стать достоянием ® -всех театральных коллективов S | области. На его примере можно ® е не только научиться ставить хо- о о рошне, волнующие спектакли, * в но н воспитывать эстетический • ®вкус молодежи, воспитывать ха-£ о рактеры. о ® Участники театрального кол-2 олектнва в своих письмах рас-® ®сказывают о буднях коллек- ® «тнва. о Расширяется наш кругозор Я с увлечением занимаюсь в са модеятельном театральном коллек тиве. Кроме концертных номеров и так называемых малых форм (одноакт ные пьесы, сценкн), наш коллектив работает и над большими вещами. Такой крупной работой была поста- ловка драмы испанца Лопе де Вега «Овечий источник» (Фуэнте Овеху- на). Мне пришлось играть одну из главных ролей — Фернана Гомеса де Гусмана — командора ордена Калаправы, феодала. Командор не просто плохой хозяин своих кресть ян. это их социальный враг, него дяй, который издевается над людь ми, унижает их достоинство. Надо было создать образ коварно го, властолюбивого, морально нич тожного человека, испанца XIV века. С такой задачей без помощи коллектива и руководителя я бы не справился. Наши товарищи подгото вили доклады о жизни Лопе де Вега, о его творческом пути, историче скую и географическую справку об Испании. У нас был оборудован стенд материалов по «Овечьему ис точнику» с фотоснимками, вырезка ми из газет и журналов. Все это во многом помогло нам представить се- бо далекую эпоху Испании XIV века. Работа в театральном коллективе способствует нашему всестороннему росту. Раньше, .например, у меня бы ло очень слабое представление об Ис пании, ее культуре, истории, эконо мике. Работая над ролью, я перечи тал произведения многих испанских классиков, много книг об Испании. Это не только помогло сыграть командора, по и расширило мойкру гозор, знания. Г. ЗВЕГИНЦЕВ. Участник театрального кол лектива Дома культуры нм. С. М. Кирова. 1 На снимке: сцена нз третьего ре) — Ирина Вознесенская. акта спектакля «Овечий источник». В роли Лауренсин (в цент- Заслуженное признание Театральный коллектив Дома культуры им. С. М. Кирова был организован в сентябре 1950 года. По началу 95 процентов его состав ляли школьники. Внимание руководителей Дома культуры, художественного руково дителя И. А. Яковлевой было на правлено на то, чтобы привлечь в самодеятельный коллектив больше рабочей молодежи. Сейчас подавля ющее большинство коллектива — молодые токари, слесари, разнорабо чие, фрезеровщики, матросы. Первый спектакль «Аттестат зре лости» Гераскпной положил начало работе коллектива, направленной на воспитание в нашем зрителе и, прежде всего, в молодежи, тех черт, которые отличают советскую моло дежь: любви к труду, советского патриотизма. Подбор репертуара был подчинен именно этой цели. Правильность репертуарнойлинии подтверждается и тем, что на протя жении ряда лет на городских и об ластных смотрах коллектив зани мает первые места. Настойчивая учебно-воспитательная работа обес печила высокий идейно-художест- венный уровень спектаклей кол лектива. А это, в свою очередь, спо собствовало твор ческому росту участников. Выбор «Овечь его лоточника» Лопе де Вега — сложнейшей .пье сы мировой драма тургии — для по стапот:и явил ся закономерным результатом твор ческого роста кол лектива. Комиссия по проведению об ластного смотра высоко оценила работу коллектива и выдвинула его кандидатом на Всесоюзный смотр ху дожественной самодеятельности. В ноябре этого года в Москве бы ла проведена первая Всесоюзная конференция режиссеров самодея тельного театра. Велика была ра дость всего коллектива, когда ста'ло известно, что организаторы этой конференции — Министерство культуры СССР, Всесоюзный Дом народного творчества, Всесоюзное театральное общество, ВЦСПС приг ласили Мурманский театральный коллектив на эту конференцию со спектаклем «Овечийисточник». Руководителю коллектива Н. А. Яковлевой было поручено высту пить с докладом об учебно-воспита тельной работе в коллективе худо жественной самодеятельности. Актуальность и острота проблем воспитания молодежи средствами искусства вызвали на конференции живой интерес к докладу. Было за дано много вопросов, свидетельст вующих о том, что большинство ру ководителей самодеятельных теат ральных коллективов неустанно ищет новые формы воздействия на молодого человека. G G O O O 0 O © 0 © Q e e O O O © O O 0 O 0 O 0 G 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 Огромный зал Дворца культуры Совета Министров СССР был пере полнен. Присутствовали режиссеры, участвовавшие в конференции, пред ставители общественных организа ций Москвы, участники самодея тельности других городов, москов ские журналисты; Творческое вол нение охватило весь коллектив. Если в первом акте зрители еще присматривались к коллективу, то со второго многие в зале были увле чены событиями, развертывающи мися на сцене. Спектакль неодно кратно прерывался аплодисментами. Многие из присутствовавших под нялись на сцену, чтобы приветство вать коллектив. Представитель Ми нистерства культуры СССР выска зал удовлетворение спектаклем мур манчан. Много было сказано теплых слов в адрес коллектива представи телями Всесоюзного театрального об щества. ВЦСПС, Всесоюзного Дома народного творчества, режиссерами Ленинграда, Хабаровска, Казахстана и другими. С участниками коллек тива и его руководителем беседова ли корреспонден ты газет «Труд», «Комсомольская правда», журналов «Театр», «Ого- нек^т-яКлуб»..- Через день кон ференция обсужда ла просмотренные сю спектакли са модеятельных кол лективов Москвы, Ленинграда, Горь кого и дала самую высокую оценку театральному кол лективу Мурман ска. 3 . ПИРОГОВА. Директор об ластного До ма народно го творчества. О О О О О О О 0 0 0 0 0 О О О О О О 0 0 О 0 О О О 0 ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА Н а снимке: на сцене Дворца культуры Совета Министров СС С Р в Москве. Участники Всесоюзной конференции режиссеро-в самодеятельных театров поздравляют театральный коллектив *ля чег0 03 г*®0- Дома культуры имени С. М. Кирова Мурманска с успехом спектак- 1)ПТ’ Чт0 хочет, ля «Овечий источник». какая перед ним Коммунистическая партия ис пользует вс© средства для воспита ния молодежи. Среди разнообразных форм воздей ствия на формирование сознания на шей молодежи эстетическое воспи тание занимает одно из важнейших мест. Работа тысяч самодеятельных коллективов страны является одним из первых этапов этого воспитания. Основойжизни коллектива служит его репертуар, работа над которым объединяет в одно целое воспитатель ное, творческое, общественное воз действие на участников. Мы оста навливаем свое внимание на таких драматургических произведениях, в которых с наибольшей полнотой со четаются целеустремленная идейная направленность, глубокое содержание и яркая художественная форма. Наша репертуарная линия служит той це ли, которой подчинено все наше ис кусство: воспитанию молодежи, обо гащению ее духовной жизни. Когда мы подбираем репертуар, стремимся, чтобы можно было найти в пьесах ответы на вопросы, которые в той или пной степени волнуют моло дежь. На этих же пьесах учатся и все участники коллектива. Поэтому в нашем репертуаре и появились та кие пьесы, как «Аттестат зрелости» Гераскпной, «Воробьевы горы» Си- мукова, «Вперед, отважные!» Закаи Кузнецова, «Вей, ветерок!» Райниса, «Юность отцов» Горбатова и другие. Пьеса Лопе де Вета «Овечийисточ ник» занимает одно из первых мест в мировой драматургии. Глубо кая социальная направленность художественная ценность пьесы за интересовали коллектив. Пьеса глу боко волнует своей революционно стью, героическим пафосом, она учит мужеству, созвуч на сегодняшней борьбе угнетенных народов за свою независимость. Бессмертная тема народного гнева вызывала у участников коллектива желание стать достойными героев этой пьесы, воспитывать в себе чув ства и мыслп, которые волнуют ге роев этого произведения. В основе воспитательной работы в художественной самодеятельности лежит борьба за создание и утверж дение коллектива, а значит и борьба за кажд&го отдельного человека, за его чистоту, за право нести со сцены большие идеи. Работа над пьесой строится в нашем коллективе, оче видно, так же, как и во многих дру гих коллективах. Мы также привле каем материал извне, оформляем стенды, организуем доклады, беседы и т. д. Надо только, чтобы эти мероприятия не ноот.ти формальный характер. Молодежь иногда пугается сло ва «лекция», так как зачастую интересная тема излагается сухо, формально. Учитывая это, мы попро бовали изменить обстановку обычной лекции. Долго выбирали кандидатуру такого лектора, который оказался бы достаточно внимательным к составу нашей аудпторпп, уяснил себе цель и задачу такой лекции. Предвари тельно мы познакомили его с содер жанием пьесы. На одной из репетиций, па которой присутствовал весь кол лектив, в комнату вошел чело век. Я объяснила участникам, что сейчас мы прорепетируем акт с тем, чтобы послушать замечания това рища. Когда сцена была окончена, я задала вопрос, он ответил, и лекция началась, началась, как живой, острый, заинтересованный обмен мнениями. Деятельное участие при нимали обе стороны. Дальнейшая ра бота после этого была очень эффек тивной. Аналогично строится у нас и ра бота по организации стендов. Формы до бесконечности иогут быть разно образны, но принцип один “ - непре менная заинтересованность всех. На до, чтобы люди сами искали, отби рали, читали, спорили о качествах того или иного материала для пьесы. В подбор такого материала мы под ключаем весь коллектив. Сам про цесс подбора расширяет культурный кругозор участников. Сейчас стенды стали необходимостью в работе над спектаклями. В организации их при нимают участие даже те товарищи, которые уже выбыли из нашего кол лектива. Так, от бывшего участника коллектива мы получали репродук ции для спектаклей «Юность от цов», «Страница жизни», «Овечий источите». Когда началась работа над спек таклем «Юность отцов», стали при меняться доклады самих участников. Это важный фактор в учебно-воспи тательном процессе, так как состав нашего коллектива еще не может похвастать большими знаниями и высокой культурой. Обязательнойу нас является рабо та над творческими биографиями, часть которых мы печатаем в нашей стенной газете. В своей творческой биографии участник коллектива рас сказывает все, что он знает и как представляет своего героя. Смысл ра боты над творческими биографиями заключается в том, что этот процесс заставляет думать над материалом, изучать его, развивает фантазию, главное — делает осмысленным по ведение на сцене. А это и есть твор ческая работа. Между тем, как часто еще, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что исполнитель тойили иной роли произносит какие-то слова, а Коллектив перевоспитывает В театральный коллектив Мур* майского Дома культуры имени С. М. Кирова я записался в прошлом году. Первое, что бросилось в глаза и очень понравилось— строгое, под тянутое поведение всех участников. Очень важно, что дисциплина на чинается в нашем коллективе с про стого: все всегда вовремя приходят на репетиции, начинаются. они точно в назначенное время. С огромной радостью и волнением встретили все мы весть о том, что коллектив поедет в Москву. Каждому хотелось лучше отработать все свои сцены, словом, показаться москви чам в самом лучшем виде. Думал и я о том, как сделать ту идя иную мизансцену, много раз обращался к руководителю. Она всегда радова лась, если участники коллектива находили интересные мизансценыдля спектаклей. А это бывало нередко. Меня стали больше привлекать книги, журналы. Если раньше я очень редко ходил в театр и кино, теперь это стало для меня уже не отъемлемой частью жизни. Из книг, журналов, спектаклей театра, филь мов брал я для себя все, что помога ет в работе, в жизни. Некоторые мои товарищи раньше заглядывали часто в пивные и рес тораны, а сейчас их увлекает цели ком творческая работа в спектак лях. В. ЛЕЩУК. Кочегар буксирного парохо да «Кантовщик» рыбного порта, участник коллектива художественной самодея тельности Дома культуры нм. С. М. Кирова. Что дали мне занятия в театральной коллективе Когда один из моих товарищей предложил пойти в театральный коллектив Дома культуры, я долго колебался. Дунал, что там буду де лать, что найду интересного? . Но уже на первой репетиции (тогда готовился спектакль «Овечий источник») обстановка, самый дух* царившийв коллективе, сразу понра вились. В козшате стояла полная тишина. Руководитель' нашего коллектива строго и требовательно подходит к каждому, кто желает участвовать в театральном коллективе, много работает и с темн, кто участ вует в массовых сценах, у кого по пьесе нет слов. В спектакле все за висят друг от друга, и, если хотя бы один участник массовой сцены не будет жить событиями пьесы— по страдает весь спектакль. Особенно мы это почувствовали в Москве, когда зрители отмечали именно мас совые сцены. Все больше привязывался я к коллективу. Открывается много но вого и интересного. Вместо со всеми мы ходим в кино, театр, обсуждаем кинофильмы, спектакли. Все это по могает мне и в работе на производ стве. В. САБУРОВ . Слесарь, участник теат рального коллектива Дома культуры нм. С. М. Кирова. задача, — не кнает. фактором в жизни нашего коллектива является органи зация общественного актива. В наш актив входят учителя, студенты, рабочие, врачи и т. д. Активисты принимают участие в обсуждении пьес, которые коллектив взял к по становке, подсказывают пути сце нического разрешения, а часто пре достерегают от ошибок. Члены ак тива-обычно приглашаются на про смотр того или иного отрывка спек такля. Главное значение общест венного актива — в большой воспи тательной роли: когда в обсуждении принимают участив люди, казалось быно имеющие прямого отношения к деятельности коллектива, это дает хорошие результаты. Огромным воспитательным факто ром является строгое у нас правило — обязательное участие всех чле нов коллектива в массовых сценах. Большие моральные возможности за ложены в людях, осознавших значе ние общего дела. Это сознание они переносят в жизнь, будет ли это ка саться производственной пли комсо мольской работы, учебы или семьи. В поле внимания коллектива на ходятся п вопросы поведения участ ников в быту, школе, на производ стве. Члены нашего бюро связыва ются с руководителями учреждений, узнают, а как проявляют себя втру де наши самодеятельные артисты. Отсюда и объективная, нелицеприят ная критика, для которой в коллек тиве еще много объектов. Обыва тельские взгляды, противопоставле ние себя коллективу, раздутое само любие, пренебрежительное отноше ние к товарищам — все это в той или пной форме проявляется у на ших участников. Как же коллектив борется с такими явлениями? Раз ными средствами. Здесь и беседы руководителя п вызовы на бюро, критика в стенной печати и общие собрания. Особенно острым бывает тот мо мент, когда в коллектив приходит большое пополнение новых людей. Это нарушает на некоторое время нормальное течение жпзнп коллек тива и тут уж дело «старичков» быть начеку, не дать возможности людям, мало знакомым с серьезным, большим трудом, ношатнуть те устои, на которых держится кол лектив. А устои эти — дружба, серьезное творческое отношение к труду. В своейработе мы придаем огром ное значение стенной печати. На ша газета «Друзья искусства» ста ла душой коллектива. Круг подни маемых ею вопросов все расширяет- ся, знаменуя этим рост самого кол лектива, рост его интересов. Рядом статей откликнулись участники на вопросы: «В чем заключается кра сота человека?», «Что такое хоро шийвкус?», «0 стильных танцах» и т. д. К газете имеется самостоя тельное приложение — «Сатира и юмор», есть у нас сатирический ли сток — «Скипидарчнк». В листке «За честь коллектива» мы отмечаем все то положительное, что может служить примером. П, -наконец, дневники, являющиеся гордостью коллектива. 18 толстых тетрадей изо дня в день рассказывают о том, чем живет и дышит коллектив. Жизнь каждый день ставит все новйе и новые задачи, разрешают эти задачи бюро и руководитель коллектива. Часто приходится стал киваться с Молодежью, которая ув-- лекается эстрадой,'не умея, в силу своей неопытности, отличить худо жественную .эстраду' от .той пошля тины, которая еще пробирается на нашу сцену. Бороться с этим назо так; чтобы переключить внимание, на настоящую творческую работу мысли. Добиться результата можно только путем длительного, кропот ливого воздействия всего коллек тива. Н. ЯКОВЛЕВА. Руководитель театрального коллектива Мурманского Дома культуры нм. С. М. Кнрова.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz